Челябинский апелляционный суд утвердил деприватизацию «Башкирской содовой компании» (БСК), 95,72% ее акций переходят в распоряжение Росимущества. Ранее БСК для добычи соды намеревалась заняться разработкой шихана Куштау в Башкирии, в ответ местные активисты устраивали протестные акции. В сентябре 2020 года Куштау присвоили статус особо охраняемой природной территории. Что такое решение суда значит для республики, и кто может быть его конечным бенефициаром — обсудили со старшим директором-руководителем группы оценки рисков устойчивого развития «АКРА» Максимом Худаловым.
Худалов сообщил, что в самом начале конфликта правительство Башкортостана выступало с инициативой выкупить у БСК контрольный пакет акций, чтобы избежать подобного развития событий. Однако предложение было отклонено, и вскоре состоялся первый суд о деприватизации компании. И на данный момент апелляционный суд оставил это решение без изменения.
Вероятно, это решение нельзя считать окончательным, прения будут продолжаться. Акционеры не понимают, на каком основании будут изыматься их активы. Кроме того, в случае перехода ценных бумаг в распоряжение Росимущества, республика формально будет лишена права на получение дивидендов.
Худалов считает, что в настоящий момент трудно сказать, какой компании потенциально может достаться контрольный пакет акций. Вероятно, это будет один из крупных российских холдингов, например — Ростех. Поскольку производство каустической соды — это специфический бизнес по производству стратегического сырья для алюминиевой промышленности, и оно потребует контроля со стороны государства.
Фото: Вадим Брайдов / ТАСС