Сотрудники ФСБ, которых связывают с отравлением Алексея Навального, могут быть причастны к обоим отравлениям Владимира Кара-Мурзы в мае 2015 года и феврале 2017 года, выяснил Bellingcat (расследование подготовлено совместно с The Insider и Der Spiegel). На основе данных о перемещениях силовиков расследователи выяснили, что они следовали за политиком по семи городам.
Bellingcat проанализировал поездки Кара-Мурзы в течение 12 месяцев до отравления и сравнили их с поездками сотрудников ФСБ из расследования об отравлении Навального. В это время политик много ездил по России, работая в «Открытой России», впоследствии признанной нежелательной организацией. Сотрудники ФСБ следовали за оппозиционером в четырех случаях за три месяца до первого отравления — в Томск, Петербург, Калининград и Казань. Кара-Мурза и они вернулись в Москву меньше чем за 48 часов до того, как у него появились симптомы отравления.
Во всех поездках участвовал Александр Самофал — предполагаемый офицер ФСБ. В «слитой» базе с российского черного рынка журналисты обнаружили его водительские права. Там его адрес указан как «воинская часть 256» — это соответствует адресу академии пограничной службы ФСБ в подмосковном Голицыно. В 2015-2016 годах Самофал 12 раз сопровождал Кара-Мурзу в поездках по России. Несколько раз в них участвовал Константин Кудрявцев — один из предполагаемых отравителей Навального.
После первого отравления Кара-Мурза лечился в США и вернулся в Россию только спустя год. В апреле 2016 года он возобновил поездки по России. Сотрудники ФСБ снова начали ездить за ним — в частности, в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань.
После второй госпитализации политика 2 февраля 2017 года его жена отвезла образцы его крови в США, чтобы выяснить, чем его отравили. Сотрудники ФБР пообещали передать их на токсикологическую экспертизу и сообщить ей результаты. В результате бюро предоставило ей результаты только после того, как Кара-Мурза подал на него в суд, причем документ был отредактирован.
ФБР пришло к выводу, что политика отравили неизвестным биотоксином. Однако бюро отказалось обнародовать 275 страниц документа из-за необходимости «проконсультироваться с другими ведомствами». Еще десять страниц скрыли «по соображениям национальной безопасности».
Причины этого неизвестны. Bellingcat связывает это с тем, что на этих страницах могла быть внутренняя переписка сотрудников ФБР. Часть ее Кара-Мурза получил в ответ на свой запрос: в ней говорилось, что в конце января 2018 года в Вашингтон должны приехать некие люди (имена скрыты), которые хотели бы встретиться с директором ФБР. В это время в США прилетали глава ФСБ Александр Бортников, глава ФСБ Сергей Нарышкин и глава ГРУ Игорь Коробов, отмечает издание.
Во время расследования Кара-Мурза позвонил Роману Мезенцеву и Александру Самофалу, которые ездили за ним по России. Мезенцев повесил трубку, когда услышал вопрос. Самофал не ответил на звонки.
Фото на превью: Александр Миридонов / Коммерсантъ