Ведущий «Вестей недели» Дмитрий Киселев посвятил половину из двухчасового выпуска новостей в воскресенье, 7 февраля, всероссийским протестам, судам над Навальным, лечению и реабилитации политика в Германии и даже личности бизнесмена Сергея Колесникова, который первым рассказал о дворце под Геленджиком. Дождь внимательно изучил эфир Киселева и объясняет, что в его словах не соответствует действительности и какие любопытные детали истории с дворцом он случайно обнародовал.
«Забросили в Россию», — начал Киселев часовой блок, посвященный протестам и Навальному лично. Политик, по словам ведущего, «пускает людей в распыл», толкает молодежь на «бессмысленное нарушение закона» и портит тем самым им жизнь, ведь даже административное задержание — это эпизод в биографии, «неблагоприятный для будущей карьеры», поучает Киселев. При этом, продолжает он, протесты пошли на спад еще на прошлых выходных, а «на этих вовсе иссякли» (на самом деле Леонид Волков сам объявил о приостановке протестов).
Первый сюжет эфира посвятили процессу по замене условного срока Навальному на реальный. К суду приехали дипломаты других стран, которые отказывались от комментариев, говорится в сюжете. Рассказывая о сути дела «Ив Роше» авторы подчеркивают, что все претензии исходили от «частной французской компании», а «никакой политической подоплеки тогда в приговоре не усмотрел и Европейский суд по правам человека». ЕСПЧ действительно отказался рассматривать возможную политическую мотивацию дела, несмотря на возражение трех судей ЕСПЧ, однако суд признал приговор «произвольным и необоснованным» и постановил выплатить 76 тысяч евро, что Россия сделала.
«Навальный, используя административный ресурс, буквально влез в давно отлаженную систему сбыта продукции госпредприятия "Кировлес"», — напоминает автор сюжета теперь уже о деле «Кировлеса». На этот раз авторы умолчали, что ЕСПЧ пришел к выводу, что Навального по сути судили за обычную предпринимательскую деятельность.
Дальнейший сюжет посвящен тому, что Навальный якобы с января по август шесть раз не отмечался у ФСИНа. «Неверно! С 14 по лето 20 года я в вашу драную инспекцию приходил два раза в месяц», — ответил на суде Навальный. После того, как политик «улетел на лечение в Германию», он перестал приходить отмечаться даже после окончания лечения, утверждают авторы. (Навальный неоднократно объяснял, что прилетел сразу после окончания лечения и реабилитации за пределами стационара и ни разу не пытался скрыться, поскольку о его нахождении и планах было известно всему миру).
Вторая часть сюжета состояла из видеороликов СК, на которых митингующие извиняются на камеру перед силовиками, и кадрами троих дипломатов, которые были в центре Москвы в день протестов.
Эфир продолжился еще одним пятиминутным сюжетом о втором за неделю суде над Навальным — о клевете на ветерана, на котором политик обвинял внука ветерана Игната Артеменко в том, что тот использовал деда ради собственной выгоды (автор сюжета перепутал имя ветерана, назвав его Артемом Игнатенко). «Вести» рассказали о военной биографии Артеменко, а затем о выдуманной истории про Навального, который на вечеринке журнала The New Times якобы произнес «первый тост за Холокост».
Сам New Times впоследствии разоблачил эту историю, обнаружив, что изначальная статья в израильской англоязычной газете The Jerusalem Post была была размещена через связанное с Кремлем пиар-агентство, и никто из участников той вечеринки не вспомнили подобных высказываний политика. Изначальная заметка в итоге была снята с опровержением, но миф сохранился в российских провластных СМИ.
В этом же сюжете авторы напомнили, что Навальный участвовал в русских маршах, его сторонники оскорбили памятник Родине-матери, а политик высмеял инициативу СК расследовать военные преступления немцев во время Великой отечественной войны. «Нацизм Навального — это смесь правых идей и социал-дарвинизма», — заключают авторы.
Все это оказалось шокирующей даже для оппозиционных политиков, говорят авторы и цитируют статью Григория Явлинского, раскритиковавшего Навального. «Плевать ему на победу, плевать на ветеранов», — заканчивается сюжет.
После рассказов о судах над Навальным Киселев обратился к личности Сергея Колесникова — бизнесмена, который первым рассказал о дворце под Геленджиком, и который также выступил одним из героев расследования Навального. «Бизнесмен из 90-х <…> жадный, алчный, который обманывал своих партнеров», — описывает его ведущий. Колесников якобы «украл у них деньги и убежал», сдавшись американским спецслужбам, описывает Киселев. Колесников действительно в 90-е занимался бизнесом, именно так он и познакомился в Петербурге с Путиным. Уехать же из России он решил ради того, чтобы опубликовать письмо о дворце, рассказывал сам Колесников.
При этом Киселев утверждает, что Колесников рассказал об офшорной компании Путина, на средства которой и строится в том числе дворец под Геленджиком, только после 2014 года, когда «Путин стал особо ненавистен Западу». На самом деле о финансовых схемах Путина и строительстве его дворца Колесников рассказал еще в 2010 году – в письме тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву.
Швейцарские следователи, утверждает Киселев, не смогли найти никаких доказательств того, что дворец под Геленджиком принадлежал или принадлежит Путину или его «близким родственникам» (но этого не утверждал и Навальный — в фильме говорится, что дворец все годы принадлежал номинальным владельцам и управляющим). «Россию и Путина еще будут атаковать», — заканчивает свое выступление Киселев.
Швейцарская прокуратора завела дело по факту возможного отмывания денег в 2014 году. В «Вестях недели» Киселев ссылается на ее документ о закрытии дела, в нем сбор доказательств по делу об отмывании денег называется «бесперспективным», а обвинения — «безосновательным». На сайте швейцарской прокуратуры утверждается, что доступ к таким постановлениям о закрытии дела не предоставляется третьим лицам. Как документ оказался в распоряжении «России 1», в программе не уточнили.
Из обнародованного российским телеканалом документа следовало, что швейцарское дело касалось друга президента Николая Шамалова, бизнесмена Дмитрия Горелова и самого Колесникова. Все они были владельцами фирм-посредников, на счетах которых, по словам Колесникова, и оседали деньги на строительство дворца под Геленджиком. Эти фирмы швейцарская прокуратура проверяла на причастность к отмыванию денег, следует из документа в «Вестях недели».
Расследование швейцарцев уперлось в нежелание помочь со стороны российских ведомств, говорится в документе: «Это известно, что Россия не оказывает правовой помощи при допросе своих граждан». Ответ России на запрос швейцарской прокуратуры занял одну страницу, Россия не завела никакого дела или не оказала хоть какой-то правовой помощи в получении российской части документов, говорится в отчете швейцарской прокуратуры. Именно игнорирование подозрений в отмывании денег российской стороной сделало расследование дела «безнадежным». Но об этом Киселев рассказывать уже не стал.
Последний сюжет часового блока о Навальном стал едва ли не самым обсуждаемым. Журналистка Анастасия Попова из Германии рассказала сначала, что фильм Навального снимали на местной студии The Black Forest Studios, принадлежащей семейной паре, а вся съемка шла в атмосфере секретности. А затем устроила экскурсию по вилле, на который, по ее словам, жил Навальный: «просторная гостиница, два дивана, телевизор, на столе свежие фрукты», — начинает она рассказ о «роскоши» Навального. Затем показывает спальни с террасой, кухню с кофемашиной, туалет, ванну с системой джакузи и бассейн. Всего расходы Навального в Германии на жизнь и производство фильма авторы сюжета оценили в миллион евро.
Хозяин виллы рассказал Дождю, что журналисты приехали, представившись туристами из Бельгии. Анастасия Попова (она использовала французскую фамилию Боурт) со съемочной группой сняли виллу на выходные. Владелец не знал, что сдал дом российским журналистам, а те в свою очередь снимали его скрытой камерой. Узнав о выходе сюжета, хозяин обратился в правоохранительные органы Германии.
На сайте виллы написано, что аренда двух ее квартир стоит 530 евро в сутки. Авторы сюжета утверждают, что Навальный прожил на вилле два месяца, но это не так. Хозяин рассказал Дождю, что политик арендовал виллу на шесть недель.
Я все еще смотрю этот опус на ВГТРК, простите.
— Maria Pevchikh (@pevchikh) February 7, 2021
Там только что сказали, что мы потратили на фильм "Дворец для Путина" ...1 000 000 евро. Один миллион евро. У меня один вопрос, чего не миллиард сразу?
«Фальшивым фильмом про фальшивый дворец, куда гражданина Навального пригласили на озвучку, изначально занимались спецслужбы трех натовских стран: США, Великобритании и Германии», — подводит итог Киселев.
«Есть типаж негодяя. Его нужно строить по законам американского кино. Он должен выйти с низов, обезуметь от денег, власти, приобрести в этом смысл жизни, потом потерпеть крах», — так ведущий описал образ Путина, якобы выстраиваемый Западом.
По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.