Суханов: Старший редактор Slon.ru Елена Тофанюк вместе с нами сегодня. Лен, привет, еще раз.
Тофанюк: Здравствуйте.
Суханов: Как, кстати, на наш вопрос ответите? Для вас Каддафи это кто: герой или, скорее, ничтожество?
Тофанюк: Знаете, я совершенно ничего не понимаю во внешней политике.
Суханов: Нет, но…
Тофанюк: Каддафи - это некий политический деятель. О том, герой он или не герой, кто он, наверное, будет понятно через много лет. Потомки, наверное, решат.
Суханов: Некоторые мои подружки, может быть, они действительно не так хорошо разбираются в политике, тоже далеки от политики, но они уверяют, что он погиб как настоящий мужик. Он остался до последнего, не сбежал, хотя мог бы сбежать. Они вчера мне сказали: «Вот настоящий мужик». И они его полюбили. А вы, как женщина, как можете на это отреагировать?
Тофанюк: Мы его оцениваем как некого политического деятеля или как мужчину?
Суханов: Вот как женщина, как вам вот это все? Человек погиб там в своей объятой революцией или войной стране, не бежав и сражаясь до последнего.
Тофанюк: Но это конечно все отвратительно. Я не очень поняла, почему нужно было убивать, да еще так жестоко, почему? Если человек преступник, вы судите его.
Суханов: Давайте поговорим на вашу тему. Дело в том, что Лена - автор статьи на портале Slon.ru. «Как государство провоцирует кризис, а банки прогуливают уроки истории». Эта статья начинается, мне она очень понравилась, ее начала замечательная просто мысль. Я вам прочту, процитирую. Лена пишет: «Некоторое время назад я сказала глупость на редакционной летучке Slon. Один из редакторов предложил спрогнозировать судьбу российской банковской системы исходя из того, что все мировые тенденции приходят в Россию с лагом в 15–20 лет. «Не может быть повторения американского сценария, слишком много написано книг и сделано выводов, банки должны были извлечь урок», – сказала я, – и была не права. Финансисты прогуляли этот урок истории». А, может быть, они не прогуляли, а все знают и это специально делается?
Тофанюк: Такое ощущение, что они извлекли какой-то не очень правильный урок и это, на самом деле, было спровоцировано теми мерами, которые принимало государство.
Суханов: Мы сейчас говорим о ситуации в России или вообще об общемировой тенденции?
Тофанюк: Мы сейчас говорим о ситуации в банковской сфере, и я боюсь, что это характерно как для России, так и для всего мира. Банки поняли, что, что бы они ни делали, как бы они ни рисковали, чего бы они ни покупали в свои портфели, чтобы заработать денег, если случится кризис, государство даст им денег и их спасет. И вместо того, чтобы начать управлять как-то риском, перестать покупать сомнительные бумаги в портфели, рисковать деньгами вкладчиков, потому что банки, это же так, деньги вкладчиков еще помимо всего прочего, они начали брать на себя еще больше риска, давать еще более рискованные кредиты.
Суханов: Их что, государство расслабляет? Или государства расслабляют?
Тофанюк: Я думаю, что да. Их расслабляют именно уверенность в том, что, что бы ни случилось, нас все равно спасут.
Суханов: Давайте пойдем по конкретным примерам.
Тофанюк: Давайте.
Суханов: То, что прямо российские примеры, какие могут быть?
Тофанюк: В России очень много таких примеров, это можно увидеть и на, может быть, близком примере вашим зрителям - розничном кредитовании, когда после кризиса появились кредиты, ипотечные кредиты, которые предполагают очень маленькую ставку в первый год. Она фиксированная, потом она растет. Это, конечно, не полностью вот то, что было в Америке, из-за чего надулся пузырь, это очень похоже. Там гражданам предлагали кредиты с очень маленьким платежом в первые годы и люди неплатежеспособные могли себе его позволить. Как только наступал второй, третий год, платеж возрастал, люди понимали, что они не способны платить эти кредиты, они брали новые кредиты, рефинансировали, таким образом, вот этот пузырь накручивался. Такое ощущение, что то же самое, что в ту же сторону тенденция начинается в России, примерно та же самая. Вы видели рекламу банка ВТБ 24, который предлагает кредиты с двумя документами. Это тоже, в общем, саппрайм.
Суханов: Это, по-моему, экспресс-кредитование.
Тофанюк: Нет, ипотека.
Суханов: Ипотека такая?
Тофанюк: Ипотека. Они, правда…
Суханов: Раньше такие условия были у, по крайней мере, у банков, я сейчас их не буду называть, но они широко известны. Один из них перекликается с названием водки. Значит, там же тоже по двум документам, но там была очень высокая ставка, и в эту ставку они закладывали свой риск.
Тофанюк: Да, это были розничные кредиты.
Суханов: Да, розничные. Мы про розничные сейчас говорим, для физических лиц.
Тофанюк: А теперь мы видим ипотечные кредиты, по которым уже не может быть столь высокой ставки, в принципе.
Суханов: Ок. Эта ситуация характерна только для частных лиц, или для фирм юридических лиц тоже?
Тофанюк: Да, с юридическими лицами мы видим примерно то же самое. Вот характерный пример, который там тоже привожу, это история с группой компаний ПИК, которая...
Суханов: ПИК - это строительная компания.
Тофанюк: Девелоперская компания, у которой были бы серьезные проблемы в кризис. Потом она как-то перекредитовалась, кому-то продала свою долю, не кому-то, а Сулейману Керимову. В общем, как-то вылезла. И вот она неожиданно опубликовала информационный меморандум ко второму размещению акций. Как это произошло, это другая история. И почему это произошло, это отдельная как бы песня. Но, вот там очень четко описано то, как ведут себя банки. У компании очень много кредитов. У компании очень много реструктуризированных кредитов. И очень много ковенант, которые она… Ковенант - это условия, которая она не должна нарушать для того, чтобы банк не отозвал кредит. И компания регулярно нарушает все эти ковенанты, но банки не требуют досрочного погашения.
Суханов: Вот давайте немножко здесь поставим многоточие, потому что в статье действительно приведены конкретные, по крайней мере, два случая, когда весьма крупные банки совершенно не реагировали на ясные сигналы о банкротстве и тревожные сигналы с рынка. Читайте статью Елены Тофанюк «Как государство провоцирует кризис, а банки прогуливают уроки истории» на портале Slon.ru. Старший редактор Елена Тофанюк, автор этой статьи, сегодня была вместе с нами.