В программе «Политика. Прямая линия» — политолог, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников. Он рассказал, как возможная посадка Алексея Навального повлияет на протестные настроения в России, сможет ли власть этим запугать оппозицию, и почему суды стали приговаривать к сталинским срокам.
Безусловно, Навальный делает очень важную вещь, он играет по своим правилам, он не дает власти диктовать свои условия. Вот обложили со всех сторон, вот ты вернешься — тебя посадят, он говорит — я возвращаюсь, я вообще не знаю, я гражданин России, а там дальше будем разбираться. Все это явно было, вся эта вот деятельность явно была ориентирована на то, чтобы он не возвращался, и действительно, видимо, идея, что он вернется, она нова, и наверное, действительно сейчас обсуждают и ломают головы. Так или иначе, если мы рассматриваем плохой сценарий, если мы рассматриваем, что по одному из этих дел и поводов все-таки его сажают, на что он готов, судя по всему? Судя по всему, он на это готов, как развиваются события дальше? Какие тут могут быть, причем меня интересует и реакция общества, и с другой стороны, ФБК и его деятельность, что он может сделать из тюрьмы, условно говоря?
На месте встречающих я бы вышел с плакатами: «Да кому он нужен-то? В.В.Путин», и раз никому не нужен, так и отстаньте, в конце концов, начальник сказал. У нас вообще диктатура или где, вы слушаете, что вам говорят? Но боюсь, что у нас все-таки такая, не очень монолитная диктатура, и кто-то может принимать решения против представления президента о том, что такое Навальный.
И еще не все хорошо умеют читать.
Не умеют, и слушать даже не умеют. Если, не дай бог, его арестовывают, сажают, дают какой-то приличный срок, притом что длина срока это вещь такая специфическая, сейчас наши суды и прокуратура показали, что они могут сажать людей на сталинские сроки абсолютно. Возьмите мало замеченное дело Карины Цуркан, которая шпионила на Молдавию, вообще шпионаж на Молдавию в области энергетики это абсолютно ненаучная фантастика какая-то. Что там можно такого понарассказать этой самой Молдавии, из чего она сделает свои выводы против Российской Федерации? 15 лет, ну как такое вообще возможно? Это сроки «Нового величия», в общем, все последние приговоры это полный кошмар какой-то абсолютный. Значит, они готовы к большим срокам. Здесь, правда, срок будет, конечно, утверждаться наверху, здесь, опять же, мы гипотетическую ситуацию обсуждаем увлеченно. Ходорковский отсидел достаточно серьезный такой тоже сталинский срок, и вообще говоря, он, конечно, был не политиком в собственном смысле слова, он вообще-то был предпринимателем, о чем уже все забыли, поэтому его люди, в том числе тех, кого выключили тоже из нормальной жизни, они как-то не могли заниматься политическими процессами. У Навального есть машина, хорошо отлаженная, которая будет работать. Конечно, без лидера это не совсем то, и конечно, справедливо говорилось, что если лидер тоже на Западе остается, это тоже, машина машиной, но нет того эмоционального заряда, эффекта и так далее. Поэтому вот Ходорковский в тюрьме и Навальный в тюрьме, это немножко разные вещи с точки зрения того, что оппозиционно-политическая деятельность будет продолжаться и будет активной, ее нельзя просто прихлопнуть. Расчет же при отравлении был, конечно, на обезглавливание и рассеивание оппозиции, ввиду того, что она тоже, как у нас наверху все сводится к Путину, так и внизу у нас все сводится к Навальному. Вот, кстати, это есть некоторый недостаток, в персонификации и давлении сверху и оппозиционной деятельности снизу. Но я-то полагаю, что невозможно упразднить активность гражданского общества, совершенно неожиданно из разных мест, это одна история, да и активность тех, кто поддерживает Навального, тоже уже невозможно остановить, и просто политическую активность оппозиции, сколько ни дави, все равно это остановить невозможно, ну не произойдет этого. У Навального были симпатизанты когда-то во власти, их быстро очень, им быстро сказали, что не надо финансировать, не надо ему помогать, и вообще всем будет плохо, так что сейчас поддержки сверху не будет вообще никакой, машина работает только против него, в этом тоже как бы проблема. Но вот это пребывание Навального потенциально не на свободе, оно, конечно, будет создавать огромное количество конфликтных ситуаций между обществом, политизированным обществом и властью. И так конфликтов много, а это будет, конечно, просто пиком конфликтности.
По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.