В программе «Политика. Прямая линия» — политолог, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников. Он рассказал, как будут встречать Алексея Навального в аэропорту, станет ли власть там задерживать его сторонников, и какие еще могут готовиться провокации со стороны силовиков.
Есть, конечно, большой вопрос, а нужно ли собственно здесь активная позиция большинства? Мы знаем примеры в истории, когда некоторой активной позиции хватает у очень небольшого количества людей. Тем не менее, у нас есть в данный момент, вот это опять-таки к вопросу об истерической реакции, у нас есть данные: 17 января, предполагаемые минус 24 градуса по Цельсию, ужесточенное очень сильно законодательство, связанное с митингами, со всех сторон просто стоят такие стенки. И вот действительно хорошее такое, неприятно знакомое ощущение вопроса к обществу, сформулированное Галичем — смеешь выйти на площадь? Вот есть ощущение, что общество, как бы это сказать, будут основания быть не готовым выходить на площадь, есть тому причины, сложно людей за это осуждать. Как вы думаете, когда Навальный возвращается сейчас, рассчитывает ли он на вот такую поддержку общества, вот на готовность общества? До какого-то момента было ощущение, что это все-таки немножко игра «сам за себя». Сейчас рассчитывает ли он?
Я думаю, что он реалист, и вряд ли рассчитывает на массовую манифестацию, в классическом смысле слова, но здесь площадь переезжает…
Есть опыт 2013 года, с другой стороны, и он помнит, что случилось, когда его попытались посадить.
Но здесь, именно в этот день, скорее площадь переедет во «Внуково», его же будут встречать, и уже сейчас, я так понимаю, в соцсетях организуется целая история со встречей Навального, и как здесь себя вести правоохранительным органам, вставая на их позицию, вот что они должны, как они должны. Ну вроде встречающие, ну мало ли, ну приехал человек, кто-то его встречает, родственники и близкие друзья, нельзя же разгонять их, много друзей просто.
Много друзей.
Где грань между массовой манифестацией и встречей друзей?
Как отличить встречающих Навального от встречающих родную тетю или бабушку, прилетевшую тем же рейсом из Берлина или, я не знаю…
Абсолютно, конечно.
Как это можно, большое количество людей там как-то загрести.
Билетов на этот рейс, я где-то видел тоже в Twitter, уже нет практически, то есть это нормальный рейс, он летит, никуда не денется, в 19 с чем-то он приземляется. Арестовывать его прямо там, значит это провоцировать, может быть, чуть ли не физическое какое-то насилие над встречающими. Встречающие тоже могут погорячиться, могут быть провокаторы, и наверняка они будут, все-таки у нас страна окружена кольцом спецслужб и эфэсбэшники, я думаю, готовятся к этому мероприятию активно, так что здесь возможно и очень такое конфликтное развитие событий. И опять же, ставя себя на место властей, я бы никого там не трогал, ну встретили и пошли.