Прямой эфир

Вооруженные выборы: сможет ли Россия сохранить свое влияние в Африке?

Заметки
2 050
18:28, 29.12.2020

В Центральноафриканской республике (ЦАР) состоялись выборы, от которых зависит судьба российского присутствия в регионе. В ходе предвыборной кампании Москва ставила на действующего президента Фостен-Арканжа Туадеру, и его поражение может нанести серьезный удар по позициям России не только в этой стране, но и в Африке в целом. А победа Туадеры может обострить конфликт в регионе.

Фото: AP

27 декабря в ЦАР прошли президентские и парламентские выборы, предварительные результаты ожидаются 4 января, а окончательные  — 19 января. На пост президента претендуют шестнадцать кандидатов, в том числе нынешний лидер страны Фостен-Арканж Туадера, занимающий этот пост с 2016 года. Его главный соперник — бывший премьер-министр Анисет Жорж Дологеле.

В выборах хотел участвовать бывший президент ЦАР Франсуа Бозизе, правивший с 2003 по 2013 год и вернувшийся в страну после шести лет изгнания. Но в декабре Конституционный суд ЦАР отклонил его кандидатуру из-за международного ордера на арест и санкций ООН — Бозизе подозревают в убийствах и пытках. 

Последствия выборов

От результатов голосования во многом зависит судьба перемирия, которое действует в стране с 2019 года. Мирное соглашение, заключенное при посредничестве России, может быть расторгнуто, если Туадера проиграет выборы или если его победу аннулируют, считает Ханс де Мари Хеунгуп из Международной кризисной группы. «Если выборы будут проведены не очень гладко, они могут разрушить даже самую зыбкую стабильность, которая сейчас есть», — добавил он в беседе с Financial Times.

Углубляющийся кризис в ЦАР угрожает также соседним странам — Чаду, Судану, Южному Судану и Камеруну.

Первые признаки растущей напряженности появились еще до выборов: в середине декабря лидеры трех крупных повстанческих группировок, удерживающих две трети территории страны, объявили о создании антиправительственной «Коалиции патриотов за перемены». Повстанцы захватили основные дороги, ведущие в столицу страны Банги, и ненадолго заняли Бамбари, четвертый по величине город ЦАР. Нынешнее правительство ЦАР обвинило Бозизе в подъеме мятежа. 

Вооруженная подготовка

Фото: André Bâ / AP

21 декабря Россия перебросила в Центральноафриканскую республику военных и тяжелую технику, чтобы помочь подавить мятеж, писало агентство Reuters. В свою очередь МИД России заявил, что в ЦАР прибудут 300 военных инструкторов «для обучения военнослужащих национальной армии». В министерстве рассказали, что в ЦАР также развернули контингент миссии ООН «для отражения натиска незаконных вооруженных формирований».

Миссия ООН в республике объявила о «максимальной боевой готовности» с целью помешать вооруженным группам сорвать выборы. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал враждующие стороны «срочно прекратить» вооруженные действия» в ЦАР, а президент Франции Эммануэль Макрон осудил попытки «дестабилизировать» ситуацию в стране.

Несмотря на помощь со стороны России и международное осуждение, выборы в ЦАР прошли под угрозой насилия. За день до их проведения в ЦАР погибли три миротворца ООН. В день голосования — 27 декабря — бои не утихли. Как сообщает France 24, в некоторых районах страны повстанцы угрожали всем, кто шел голосовать, еще тысячи людей не получили свои избирательные бюллетени из-за сложной ситуации с безопасностью. Представитель ООН рассказал, что на северо-западе ЦАР, примерно в 500 километрах от столицы, повстанцы захватили избирательные материалы. Большинство из 1500 кандидатов в Национальное собрание не смогли провести необходимую агитацию, уточнило France 24. При этом в Национальной избирательной комиссии (ANE) ЦАР объявили, что явка избирателей была хорошей, «несмотря на незначительные проблемы безопасности в некоторых местах». В случае если ни один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов, 14 февраля пройдет второй тур выборов.

«Самая большая проблема безопасности на сегодня — это не вооруженные группировки, а то, что будет делать Франсуа Бозизе после выборов», — заявил научный сотрудник Парижского института международных отношений Тьерри Виркулон. По его мнению, если Туадера победит в первом туре, тогда оппозиция поймет, что ей больше нечего терять и начнет новое восстание.

Сохранит ли Россия свое влияние в ЦАР

Итоги выборов станут «решающим испытанием не только для двухлетнего мирного соглашения», но и «для российского влияния в стране». «Вы не можете быть глобальной державой, если вы находитесь только на Ближнем Востоке или Балканах, вы должны быть везде. В этом случае ЦАР — удачная дверь в субрегион [Центральной Африки], включая более крупные, более богатые ресурсами экономики, такие как Конго или Камерун, — объяснил Ханс де Мари Хеунгуп. 

У России не только геополитические интересы в стране. Ранее издания «Би-би-си», Bloomberg и «Проект» подробно рассказывали об интересах в ЦАР российского бизнесмена Евгения Пригожина, которого называют «поваром Путина». По данным СМИ, бизнесмен организовал там добычу золота и деревообрабатывающий бизнес, а российские военные занялись защитой его бизнес-интересов и обучением местных силовиков. Кроме этого, в ЦАР присутствуют наемники частной военной кампании «Вагнер», которую связывают с Пригожиным. По данным СМИ, наемники «Вагнера» охраняют президента Туадеру. Фильм о Пригожине и российских наемниках в ЦАР планировали снять Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко — летом 2018 года они приехали на съемки в ЦАР, где их убили.

Учитывая геополитические и финансовые интересы, поражение Туадеры на выборах может стать значительной потерей для Кремля, подытожил Хеунгуп.