Берлинская клиника Charite опубликовала в журнале Lancet подробное описание клинической картины Алексея Навального после его отравления, еще раз подтвердив, что его отравили ингибитором холинэстеразы, в число которых входит «Новичок». В пресс-релизе клиники отмечается, что отчет о лечении Навального был опубликован по запросу Lancet и с согласия политика.
Клиника описывает состояние Навального во время и после его транспортировки в Германию, а также во время короткого визита немецкого врача в больницу в Омске. Все это время политик находился в глубокой коме с замедленным сердцебиением. Согласно выписке из омской больницы, у Навального наблюдалось коматозное состояние с гиперсаливацией и повышенным потоотделением, дыхательная недостаточность, миоклонический статус, нарушение углеводного обмена, электролитные нарушения и метаболическая энцефалопатия.
В статье говорится, что врач из немецкого эвакуационного самолета смог осмотреть Навального примерно через 31 час после появления симптомов отравления. Он зафиксировал у оппозиционера брадикардию (44 удара в минуту), гипотермию (температура тела 34,4 градуса), широкие зрачки, которые не реагировали на свет, кратковременные судороги. В тот момент пациент находился под действием седативного препарата пропофол.
Через 16 часов после передачи Навального немецким врачам его состояние «немного улучшилось». В отделение интенсивной терапии Charite политика привезли через 55 часов после первых симптомов. Он находился в глубокой коме, его пульс составлял 51 удар в минуту со снижением до 33 ударов. На основании клинических и лабораторных данных было диагностировано тяжелое отравление ингибиторами холинэстеразы, в связи с чем Навального начали лечить с помощью атропина и обидоксима. Врачи отмечают, что в течение часа после начала антидотной терапии «холинергические признаки нормализовались».
Немецкие врачи также пишут, что согласно анализам, в Омске Навальному вводили несколько препаратов, в том числе атропин. Через день в клинике Charite пациенту перестали давать обидоксим, а через десять дней — атропин. На пятый день у Навального поднялась температура, которую сбивали в течении девяти дней холодными компрессами, а также жаропонижающими средствами, в том числе парацетамолом.
Только на 12-й день после отравления Навальный начал «спонтанно» дышать, к 24-му дню его отключили от искусственной вентиляции легких. В обычную палату его перевели на 26-й день. На 33-й день врачи провели неврологическое обследование и нейропсихологическое тестирование перед выпиской. Они зафиксировали усиленный тремор, а также «незначительное нарушение скорости обработки информации и скорости речи», которые полностью исчезли через три недели.
«При последнем контрольном осмотре на 55-й день мы обнаружили почти полное восстановление неврологических, нейропсихологических и нейрофизиологических показателей», — говорится в статье.
Врачи отмечают, что в случае Навального «исход был благоприятным». Они предполагают, что решающее значение имела интубация и искусственная вентиляция легких в течение двух-трех часов после появления симптомов и отсутствии предшествующей тяжелой гипоксии (нехватки кислорода).
«Начало и продолжительность лечения атропином в течение первых двух дней остаются невыясненными. К счастью, несмотря на высокий риск аспирации (попадание пищи или жидкости в дыхательные пути вместо пищевода — прим. Дождя) в начальный период потери сознания и присутствия бактерий, устойчивых к лекарствам, у пациента не развилась серьезная инфекция. Его хорошее состояние здоровья до отравления, вероятно, способствовало выздоровлению», — заключили врачи.
Они отмечают, что это первый случай публикации деталей лечения и состояния человека, отравленного «Новичком». До этого в 2018 году «Новичком» отравили бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь Юлию, кроме них пострадали еще три человека и один погиб. Однако британские специалисты до сих пор не опубликовали подробную информацию о состоянии пострадавших.
Алексею Навальному стало плохо в самолете из Томска в Москву 20 августа. Врачи в Омске назвали причиной его состояния нарушение обмена веществ с резким падением сахара в крови. Несколько европейских лабораторий обнаружили в его организме и на вещах следы яда из группы «Новичок».
14 декабря The Insider, Bellingcat и CNN опубликовали расследование, указав на восемь офицеров ФСБ, которые три года ездили за Навальным по всей стране и, предположительно, принимали участие в его отравлении. На пресс-конференции Владимир Путин подтвердил, что за оппозиционером следили российские спецслужбы.
21 декабря Навальный опубликовал видео, на котором под видом помощника Николая Патрушева позвонил одному из фигурантов расследования, сотрудники ФСБ Константину Кудрявцеву, и попросил объяснить, что пошло не так в операции по отравлению. Тот заявил, что жизнь Навальному спасла экстренная посадка самолета в Омске и введенный фельдшерами скорой помощи атропин.
В ФСБ назвали запись подделкой и провокацией иностранных спецслужб. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что у Навального мания преследования.
Фото на превью: Юрий Белят / Дождь