Прямой эфир

«Навальный стал антиПутиным»: Александр Баунов о последствиях отравления оппозиционера для Кремля

Здесь и сейчас
16 204
12:28, 22.12.2020

Алексей Навальный опубликовал свой разговор с предполагаемым отравителем, сотрудником ФСБ Константином Кудрявцевым, которому политик позвонил под видом помощника секретаря Совбеза Николая Патрушева. Офицер ФСБ рассказал детали сорвавшегося покушения на оппозиционера. После юрист ФБК Любовь Соболь приехала к его дому. Там ее задержали сотрудники полиции, объяснив задержание заявлением от жителей «квартиры 38». Как в целом громкое расследование об отравлении оппозиционера скажется на отношения между Москвой и Западом? Обсудили это с главным редактором сайта Carnegie.ru Александром Бауновым. 

«Навальный стал антиПутиным»: Александр Баунов о последствиях отравления оппозиционера для Кремля

Саша, привет, добрый вечер.

Привет, Антон.

Как ты думаешь, после вот сегодняшнего интервью… Во-первых, убедительно ли для тебя оно?

Понимаете, мы же все живем в русскоязычной среде, и мы можем оценить подлинность языка, реакций, выражений. Все это, конечно, очень близко к тому типу языка, который мы можем ожидать от человека, которому звонит, скажем так, не очень знакомый, от служащего какого-то военно-политического типа, военно-спецслужбистского типа, которому звонит незнакомый представитель начальника. Нам это гораздо яснее, чем, например, тем, кто будет это читать с субтитрами. Это действительно трудно подделать, то есть тут игра должна была быть уровня народного артиста, не знаю, как у штаба Алексея Навального с рекрутированием народных артистов.

Понятно. И какие тогда последствия? Мы тоже полагаем, что да, это все подлинное. Но какие последствия, как тебе кажется, для власти? И как это может повлиять на отношения России с Западом? Либо фигура Навального все-так не стоит так остро, как фигура Ходорковского, например, между Россией и Западом или стоит, как ты считаешь?

Она может стать, потому что Навальный за это время, за эти месяцы с августа из внутреннего российского политика превратился в мирового политика, это одно из лиц российской политики на мировой арене. Так не было, его знали специалисты, его знали журналисты, корреспонденты, аккредитованные в Москве, теперь это всеобщее знание, и он это всеобщее знание укрепляет. А что такое картина российской политики для зарубежного обывателя? Он же не будет учить десятки не нужных ему имен, он не будет учить имена министров правительства или членов администрации президента, ответственных за внутреннюю политику, он не будет вспоминать, кто такой Вайно, кто такой Кириенко, зарубежного обывателя хватит на два-три имени. И то, чего добился Алексей Навальный, он добивался этого все последние годы — стать антиПутиным, встать на одну ступень с Путиным и стать в глазах российского избирателя потенциально и в глазах мировой общественности вот такой альтернативой Путину. Ему это далось не без труда, особенно по части мировой общественности, да и по части российского избирателя, вот сейчас он действительно для зарубежной аудитории второй самый известный политик после Путина, вот после отравления, после расследования и после сегодняшнего пранка.

То есть последствия после всех этих публикаций, сегодняшней, прошлой недели публикации расследования, как тебе кажется, будут, да?

Чем крупнее, собственно, фигура, тем больше вероятность того, что будут последствия, и эти последствия будут заметными. То есть Навальный после отравления успешно занимался масштабированием себя, и он таки домасштабировал себя действительно до роли альтернативы Путину. Дальше он доказал, что его в качестве альтернативы Путину собирались убить, и собирались убить не какие-то обиженные герои расследований низкого уровня, и даже не, как в случае Немцова, какие-то недовольные главы регионов, а вот прямо российское государство в лице целых отрядов ликвидаторских и так далее. Конечно, это совершенно другую создает картину для возможного наказания России. Это накладывается на что, в мире пересменка, приходит новый американский президент, любой новый человек имеет возможность начать с чистого листа. Такая возможность была у Байдена, то есть, с одной стороны, он, конечно, пришел как враг кремлевского друга Трампа, с другой стороны, все равно ему ничего не мешало начать с чистого листа. И вот его пространство для маневра сужается, сначала российская кибератака на 18 тысяч министерств и ведомств, в которых там, не знаю, миллионы одних курьеров, и это главная новость в Америке последней недели, а теперь все более доказанное отравление Навального российскими спецслужбами. И конечно, у Байдена практически не остается теперь пространства для маневра, чтобы начать вот это самое какое-то взаимодействие с Россией, не скажем, сближение, какое-то взаимодействие с чистого листа, у него все теперь очень узко.

Последний, Саш, вопрос. Олег Дерипаска сегодня призвал наказывать уголовно, наказывать тех, кто провоцируют западные страны на санкции. Как тебе кажется, что это за инициатива, насколько действительно она может реализоваться в какой-то законопроект?

Строго говоря, в законопроект, конечно, вряд ли. Все-тики Олег Дерипаска, конечно, крупный олигарх и так далее, но у него нет законодательной…

Нет, я имею в виду подхватит Дума и президент, обладающие этим правом, потому что Песков сегодня сказал, предложение актуальное, но ни Дума пока не дала оценки, ни президент. Но могут же.

Вы имеете в виду наказывать тех, кто подводит Россию под санкции?

То, что называется подстрекательством, да.

Ну, такой законопроект я вполне вижу, да. Другое дело, что в интересах Дерипаски, например, было бы, может быть, публично выдвигая этот законопроект, не публично, если уж так санкции ему не нравятся, не публично таким образом воздействовать на кремлевскую команду, и не только в его интересах, но в интересах, может быть, вообще российского бизнеса и российского менеджмента современного такого технократического плана, чтобы и люди спецслужб, люди из тех отрядов спецслужб, которые решают политические задачи так, как они их решают, как мы это увидели, чтобы они их перестали таким образом решать, потому что это в конечном счете подводит Россию под санкции. Не то, что эти действия становятся публичными, невозможно застраховаться от того, что тайное действие станет явным, вот наверное, вспоминали летчика Пауэрса, двухходовочку прекрасную. Поэтому в основе своей, конечно, под санкции подводят Дерипаску и других деятелей российского бизнеса именно такие действия, собственно, государственно-политической руки, которая вот таким образом решает политические проблемы.

Да, только Дерипаска в этом никогда не признается. Спасибо.

Фото на превью: Юрий Белят / Дождь; пресс-служба Кремля

По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.