Прямой эфир

«Исторические азербайджанские земли»: прав ли Алиев, когда относит к ним Ереван

Новости
17 798
15:52, 11.12.2020

Президент Азербайджана, выступая на военном параде в Баку, заявил о том, что азербайджанцам «исторически» принадлежала часть территории нынешней Армении, в том числе и столица Ереван. Историк Стас Кувалдин разбирает, насколько обоснованы такие территориальные претензии.

«Жившие на территории современной Армении азербайджанцы были изгнаны с родных земель. Зангезур, Севан, Ереван — это все исторические азербайджанские земли. Наш народ веками жил там, но руководство Армении изгнало с родных земель сотни тысяч азербайджанцев. Потом такая же картина наблюдалась в Карабахе», — эти слова, произнесенные в четверг президентом Азербайджана и главнокомандующим азербайджанской армии Ильхамом Алиевым на торжественном параде по случаю победы в боевых действиях против Нагорного Карабаха, по-видимому, обречены на обсуждение и цитирование в разных сетевых спорах, а возможно, станут предметом дипломатической полемики. Все-таки разговоры об «исторических землях» — тем более на военных парадах — жанр довольно острый, особенно на Кавказе и в Закавказье. Здесь жесткие споры о том, чьи предки первыми ступили на какую-то территорию и к какой культуре принадлежат древние памятники, — давнее и освященное традицией занятие. Объявление армянских архитектурных памятников на территории нынешнего Азербайджана церквями средневековой кавказской Албании — один из примеров подобного рода.

 

Впрочем, очевидное желание манипулировать историческими аргументами скорее означает, что «только армянской» или «только азербайджанской» и какой угодно иной земли в древнем регионе, много раз делимом между разными царствами и империями, просто нет. В любых рассуждениях об «исторических землях» на Кавказе всегда найдется доля правды и своей трагической истории (и часто, увы, нежелание принимать правду и выслушивать горестные рассказы соседей).  

Зангезур, земли вокруг озера Севан и, тем более, город Ереван сейчас территория Армении. Точно так же, как Баку — признанная столица Азербайджана, а Нахичевань — его автономная территория. Это современная реальность Закавказья, однако формировалась эта реальность в результате целой серии жестких споров, кровавых столкновений и взаимного насилия, в которой на разных территориях региона были свои победители и жертвы. А на землях, на которых, как в Закавказье, народы веками жили смешано и чересполосно, национальный состав городов мог отличаться от населения окружающих его деревень, стремление создать национальные государства с четкими границами часто приводят к тяжелым взаимным конфликтам, резне и депортации «нежелательного» населения. Так случилось при  распаде Югославии, так происходило в первой половине XX века на территории нынешней Западной Украины. Закавказье в XX веке после начала распада обеих империй — российской и советской — также обречено было пойти этим путем.

Ереван

Сейчас слова об «исторически азербайджанском» Ереване могут казаться цинизмом или примером полной потери исторических представлений. Однако, как бы это ни казалось странным сейчас, азербайджанцы долгое время составляли большинство населения этого города. По всероссийской переписи 1897 года доля «татар» — как тогда было принято называть азербайджанцев среди жителей Эривани (название города в Российской империи) — составляла 49%. Доля армян была только на процент меньше и постепенно росла, но в первой половине XIX века город был преимущественно азербайджанским и мусульманским.

Кстати, в 1920-е годы, когда советские власти старались проводить аккуратную национальную политику и учитывать культурные интересы национальных групп на разных территориях, в городе действовал Азербайджанский драматический театр и выходило несколько газет на азербайджанском языке. Но уже тогда азербайджанские и вообще мусульманские элементы в городском облике Еревана начинают последовательно устраняться. Крохотная республика советской Армении, ставшая национальной территорией армянского народа после геноцида 1915 года и потери исторических для армян земель Западной Армении, хотела придать своей столице новый облик, который отчасти должен был отразить национальную утопию. В городе начинает реализовываться грандиозный план реконструкции, составленный архитектором Александром Таманяном, который постепенно преобразовал провинциальный восточный город в столицу розового туфа. Азербайджанское население постепенно вымывалось и к 1980-м годам, когда начался Карабахский конфликт, Ереван был уже практически мононациональным армянским городом.

Похожие изменения произошли и в Баку (о чем, правда, не очень принято вспоминать в Азербайджане). В прошлом армяне составляли до 20% жителей Баку, а в самом городе, выросшем на нефтяном буме конца XIX и начала XX века, большинство долгое время составляли переселенцы из европейской России.

Зангезур и Севан

Несмотря на значительное азербайджанское население, Ереван вскоре после крушения Российской империи был провозглашен столицей независимой Армении. Азербайджан фактически решил не спорить с тем, что город со значительным армянским населением над армянонаселенной Араратской долиной будет принадлежать Армении. Но какие еще земли войдут в состав нового государства, было вопросом, который предстояло решать не только дипломатией, но и железом, и кровью. Земли Западной Армении были потеряны, турецкие силы стояли у границ восточных армянских земель, соседние Грузия и тем более Азербайджан были в лучшем случае равнодушными наблюдателями, нехотя соглашавшимися с тем, что Армения также может обрести государственность, но имевшими свое мнение о «справедливых» и «исторических» границах собственных государств. В этих условиях армянским властям во что бы то ни стало надо было обеспечить новой стране такие границы, в которых она могла бы безопасно существовать и где могли бы укрыться армяне, преследуемые на других землях (задача, отчасти похожая на стоящую перед создателями государства Израиль). Именно в это время завязывался конфликт вокруг принадлежности Нагорного Карабаха. Однако армяне претендовали и на другие земли, которые считали «исторически» своими (разумеется, другие народы имели свою версию «историчности»). Таким предметом споров была, в частности, Нахичевань — закавказская территория, которая многие века была связана с Арменией и где долгие годы преобладало армянское население. Несмотря на то, что после вхождения в состав Российской империи Нахичевань (как и Эривань) стала составной частью новой Армянской области, большинство населения в результате войн и переселений там уже составляли азербайджанцы. Попытки армянских вооруженных сил занять Нахичевань после распада Российской империи завершились неудачей. 

Другим предметом споров стал Зангезур — горный регион, который сейчас составляет южную территорию Армении и отделяет основную территорию Азербайджана от Нахичевани. В современной Армении используется древнее армянское название этой территории Сюник. Население здесь было смешанным, в разные века регионом управляли и армянские, и тюркские правители. К моменту вхождения в состав России Зангезур, как и Нагорный Карабах, были частью мусульманского Карабахского ханства. Зангезур оказался той территорией, на которой армянским силам в 1919-20 годах удалось одержать победу (в том числе потому, что азербайджанцы составляли там меньшинство). Такие победы означали, что часть населения, связывавшая себя с другим национальным государством, покидала территорию (едва ли добровольно). Так произошло с зангезурскими азербайджанцами. Так происходило в те же годы и с нахичеваньскими армянами, поскольку там одержали верх азербайджанские силы.

Несмотря на депортации и чистки революционной эпохи, закавказские республики после установления советской власти и образования СССР оставались многонациональными образованиями (отчасти из-за опасений новых межнациональных конфликтов к 1936 году они были объединены в Закавказскую федеративную социалистическую республику). Такая ситуация была и в Армении: часть ее территории продолжали населять азербайджанцы, в том числе и земли вокруг озера Севан. Следует отметить, что и в советский период их положение в республике нельзя назвать полностью надежным — после окончания Второй мировой войны Сталин решил разыграть «армянскую» карту для того, чтобы добиться пересмотра границ с Турцией, в СССР началась краткая кампания по репатриации представителей армянской диаспоры (как правило с Ближнего Востока — частью этой переселенческой волны стала семья первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, родившегося в Алеппо в 1945 году). В рамках этой кампании было принято решение о «добровольном переселении» на территорию Азербайджана почти 200 тысяч человек (в составе республиканского правительства Азербайджана в те годы пришлось срочно создавать отдельное министерство, которое занималось срочным обустройством согнанных с родных мест сельских жителей).

Когда же в конце 1980-х годов разразился нагорно-карабахский кризис, пришло время и всех остальных проживавших в Армении азербайджанцев. Уже в конце 1987 года остатки азербайджанского населения уехали из Зангезура. Осенью 1988 года началась депортация азербайджанцев, которые проживали возле озера Севан. Это было беспощадное изгнание сотен тысяч людей, многим пришлось поздней осенью по горным дорогам добираться до соседнего Азербайджана. Едва ли этим действиям есть оправдание. Как впрочем, нет его и для армянских погромов в азербайджанском Сумгаите и Баку, и для изгнания армян из этих и других азербайджанских городов. Возможно, драма городского жителя (каковыми в подавляющем большинстве были азербайджанские армяне, если исключить жителей Нагорного Карабаха и некоторых прилегающих районов), уезжающего из квартиры в многоэтажном доме, отличается от выгоняемых из своих сел крестьян, и именно это позволяет говорить о «родных землях». Но все же это довольно субъективная оптика. И вряд ли о ней стоит вспоминать, когда еще несколько дней назад карабахские армяне сжигали свои дома, покидая передаваемые Азербайджану земли.

Фото: AP