Алексей Навальный и его жена Юлия дали интервью Юрию Дудю — это первое появление Навального после отравления, не считая фотографий в инстаграме. Они говорили о дне отравления, восстановлении в Германии и возвращении в Россию. Пересказываем, что он рассказал журналисту.
По словам Навального, ему стало плохо только в самолете — «в аэропорту меня занимала только покупка сибирских конфет детям в подарок». Он попросил пресс-секретаря Киру Ярмыш поговорить с ним, но не смог концентрироваться на ее голосе. Ощущения от отравления «Новичком» Навальный сравнил с воздействием дементоров из «Гарри Поттера» — «будто из тебя вытягивают всю жизнь».
«Меня отравили, я сейчас умру», — сказал Навальный бортпроводнику и лег на пол: «Весь организм тебе говорит: пора прощаться». Последнее, что он помнит — голоса людей, которые просили его не терять сознание. По его словам, он не помнит момента с криками в самолете, который попал на видео. «Все действовали идеально по инструкции», — сказал политик, имея в виду пилотов и омских врачей, которые оказывали ему экстренную помощь.
«Я испытал смерть, потом кому, потом наркотические галлюцинации, как у Пелевина или в „Страхе и ненависти в Лас-Вегасе“», — рассказал политик. По его словам, ему привиделось, что Юлия Навальная и Леонид Волков рассказали ему, что он попал в аварию в Берлине, и «японский профессор приделает мне новые ноги». В одной из галлюцинаций Навального заставляли пересказывать песни «Кровостока» и не разрешали ему спать, пока он не расскажет их правильно. Только через неделю после выхода из комы политик начал узнавать людей.
Юлия Навальная рассказала, что с самого начала была уверена, что мужа нужно забрать из России, так как «там правды не скажут». По ее словам, в больницу сразу приехали двое замминистра здравоохранения Омской области, и это ее обеспокоило — она хотела узнавать информацию от врачей, а не чиновников. Политик уверен, что его специально держали в Омске — чтобы он либо умер, либо в организме не осталось следов яда.
«Я бы умер в Омске, отвезли бы меня в омский морг, там никто бы не стал делать экспертизу. Многие бы сказали: мы не верим, что он внезапно сам умер в 44 года, а Соловьев бы сказал, что я перед этим пил самогон в Кафтанчиково. Самогон я не пил», — уверенно сказал Навальный.
Навальный рассказал, что сотрудники ФБК не знали, что конкретно забирать из номера, поэтому взяли самое логичное — бутылки из минибара, «а надо было, наверно, брать мазки, отдирать куски обоев». По его словам, никто не подозревал, что его отравили боевым химическим веществом, поэтому они не задумывались о безопасности при перевозке вещей.
Он объяснил, что глава отдела расследований ФБК Мария Певчих не останавливалась с ним в одном номере — более того, у сотрудников и тем более сотрудниц есть договоренность никогда не заходить в номер к Навальному, потому что такую видеозапись могут использовать против него.
Навальный не исключает теоретическую версию того, что его могли отравить соратники, но не сильно в нее верит, так как работает с этими людьми много лет. «То, что рассказывают федеральные каналы — это типичный уход от вопроса. Немцов сам себя застрелил», — говорит политик. Он уверен, что применить «Новичок» могут только специально обученные люди — это косвенное доказательство того, что приказ об отравлении отдали в Кремле.
«Моя версия — это сделали сотрудники ФСБ или СВР по указанию Путина», — сказал Навальный. По его словам, об этом свидетельствует то, что «Новичок» нельзя достать или «сварить» просто так; из Москвы в Омск приехала группа врачей, чтобы доказать, что он нетранспортабелен; отсутствие видеозаписей из томской гостиницы; «фантастическое по масштабу вранье Путина о том, что я сам себя отравил». По его мнению, приказ о применении боевого отравляющего вещества может отдать только лично Владимир Путин.
В последнюю неделю в больнице к Навальному в палату пришла Ангела Меркель — до этого он не был в курсе, что она собирается его посетить. По его словам, она пришла без охраны, а палату до этого не проверяли «местные ФСОшники». При этом через некоторое время к нему в больницу пришли берлинские полицейские и сказали, что берут его под охрану, так как «вы, русские, травите друг друга, а наши налогоплательщики расстроятся, если с вами здесь что-то случится».
Навальный отказался рассказывать подробности разговора с Меркель, так как он был частным и личным. Но его приятно удивило то, насколько канцлер Германии осведомлена о происходящем в России, и более того — она начала разговор с ним на русском языке.
Навальный заметил, что не было определенного желания, чтобы его дочь училась в США, Германии или России. Есть рейтинг университетов, семья хотела, чтобы она «забралась повыше», объяснил он: «Так и получилось, что она высоко прыгнула. Если бы университет находился в Гонконге, Торжке или Томске, значит училась бы она сейчас в Томске. Но, увы и ах, Россия находится в этом рейтинге низко».
По его словам, они оплачивают дочери только общежитие и еду, что выходит примерно в 22 тысяч долларов в год, а само обучение оплачивает Стэнфорд. Навальный заметил, что такие условия действуют для всех студентов, которые хорошо сдали экзамен и чей семейный доход меньше 160 тысяч долларов в год
Навальный сказал, что не признает голосование по поправкам к Конституции и назвал его заранее сфабрикованным: «Я понимал, что неизбежно принятие». По его словам, на само голосование он не ходил и считает, что его необходимо отменить.
На вопрос, не считает ли он, что это был момент, когда он мог спровоцировать рекордное протестное голосование, Навальный заметил: «Нет, у меня нет такого ощущения». Путин специально не стал устраивать референдум, потому что он бы проиграл, добавил Навальный: «Они специально сделали все, чтобы не случилось народного порыва». Конкретно это общероссийское голосование даже по российским меркам является «настолько фейком», заметил он.
Дудь привел в качестве примера голосование на президентских выборах в Беларуси, после которого начались массовые протесты, и спросил, чем оно отличается. Навальный ответил: «Там есть кандидат, там произошла консолидация. Там другие кандидаты сидели в тюрьме <…> В Беларуси случилось удивительное белорусское чудо трех женщин, а до этого не случалось никогда. 26 лет Лукашенко устраивал свой цирк. Мы пытаемся события в Беларуси экстраполировать на любые события внутри России, но это невозможно сделать».
Навальный отметил, что для него принципиально важным в выборах по Конституции было именно непризнание. «На тот момент мы выбрали ту стратегию. Может быть, мы ошибались, и если бы я призывал всех голосовать нет, это дало бы какое-то воодушевление, но я так не думаю».
С технической точки зрения эти люди пока еще ничего не добились, но они выходят уже 80 дней, сказал Навальный: «Дальний Восток и Хабаровский край никогда не будут прежними. Это потрясающий пример. Это фантастическая вещь. Кто бы мог предположить, что такое произойдет из-за ареста губернатора?».
«Я ошибаюсь миллион раз. Я ошибаюсь 30 раз в день, как и любой другой человек. У меня нет никаких проблем с признанием ошибок», — заметил Навальный.
Дудь попросил Навального назвать три своих ошибки. Членство в партии «Яблоко» (с 2000 по 2007 годы — прим. Дождь), ошибки в 15% в выборах с кандидатом для «Умного голосования» и ошибки в 2012 году, ответил Навальный. «Тогда все были наполнены воодушевлением и говорили, что не надо давить на власть, сильно напрягаться, потому что она сама скоро развалится, Путин через два месяца уйдет, но это был абсолютно неправильный подход».
В 2012 году надо было просто не расходиться после первого митинга, объяснил Навальный. Однако он добавил, что не надо «бесконечно жить этим 2012 годом и тосковать».
Медицинский борт из Томска в Берлин стоил 75 тысяч евро, его оплатил сын основателя «Билайна» Борис Зимин, сказал Навальный: «За что я ему очень благодарен». Финальный счет в немецкой клинике «Шарите» еще не выставили. Это будет порядка 60 – 70 тысяч евро. Навальный заметил, что для него это огромные деньги и у него их нет. По его словам, лечение будут оплачивать несколько людей в складчину: «Мы им поставили условие: спасибо большое, но вы должны будете раскрыть свои имена <…> Все, кто в складчину участвовал, раскроют свои имена».
Годовой доход Навального — 5 440 000 рублей. Основной источник, по его словам, это юридическая работа на Бориса Зимина: «Зимин очень хорошо понимает, что мне нужно на что-то жить, политика – это мое основное занятие. Он заключает со мной контракт, я делаю действительно какую-то работу, но это не полноценные отношения клиент-заказчик».
При этом Навальный не считает это спонсорством, хотя и заметил, что в первую очередь Зимин «хочет нас поддержать».
Навальный отметил, что не считает чем-то неприемлемым в получении дохода от Зимина. «Он гражданин России, для меня это определяющее. Все знают, на какие деньги живет Навальный и его семья. Ты про Путина или Золотова это знаешь? Ты даже не знаешь подтверждения, как зовут дочерей Путина. Это неприемлемо», — сказал он.
Противостояние каких-то сил дает политическую жизнь, система становится лучше для людей и хуже для власти, считает Навальный. «Если любые другие люди придут и разбавят монополию «Единой России», это будет гораздо лучше».
В качестве примера он привел Мосгордуму. Туда не прошли сторонники Навального, но «Умное голосование» помогло пройти коммунистам. «В большинстве своем они суперклассные, они делают очень хорошие вещи <…> Сейчас Собянин приходит на отчет перед депутатами и сбегает оттуда, потому что 20% депутатов поднимаются и начинают его костерить, как не делал никто до этого». Если никто не обращает внимания на плитку, они будут воровать не 40%, а 99%, заметил Навальный.
Никогда приятных людей, имеющих шансы победить, они не допустят, особенно после Тихановской, сказал Навальный: «Но нужно понимать и отдавать себе отчет, что мы будем страдать, мы будем мучиться, мы будем заламывать себе в руки, но в обозримом будущем и на выборах в Госдуму, это будет прям больно. Я тебе обещаю, Юрий, страдания <…> Стратегия Путина будет заключаться в том, что Юрий Дудь приходит на голосование и заливает слезами этот бюллетень, потому что все очень плохо. Наша задача не заливать слезами бюллетень, а хорошенько подумать, кто из этих неприятных людей имеет шанс победить самого неприятного человека».
«Это какая-то очень странная история. Я везде вижу, что пишут со слов Ксении Собчак. Мне кажется, лучше спросить у нее. Не могу сказать, что я прекрасно отношусь к Ксении, но мне кажется, что такую историю она придумать не могла», — сказала Навальная. Она подчеркнула, что «это выдуманная история».
По ее словам, ее отец работал в НИИ, а мама в министерстве легкой промышленности «простым сотрудником». Родители развелись, когда она училась в пятом классе, а когда ей было 18 лет, отец умер.
В планах Навального восстановление после отравления, после чего он вернется в Россию. По его словам, он точно не знает, сколько еще будет в Германии. Однако он исключил, что будет там еще год: «Точно нет, но два месяца вполне может быть».
На вопрос, что должно случиться, чтобы он не вернулся в Россию, Навальный ответил: «Я исключаю такой вариант».
По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.