Прямой эфир

Бусик, таракан и сцепка. Словарь белорусского протеста

Заметки
6 863
17:19, 11.08.2020

В Беларуси третий день продолжаются протесты из-за результатов президентских выборов. Несогласные с действующей властью выходят на улицы и становятся в сцепки, а сотрудники ОМОН разгоняют их с помощью водометов и светошумовых гранат. У протестующих есть свои названия для силовиков, автозаков, задержаний и Александра Лукашенко. Дождь составил словарь белорусского протеста. 

Бус или бусик — микроавтобус, на котором чаще всего передвигаются бойцы ОМОНа. Однако в предыдущий день протестов омоновцы выбирали более нестандартный способ передвижения — машину скорой помощи.

Пример: Подъехал бусик с ОМОНом, протестующие встали в сцепку, силовики выбежали и начали бить их дубинками. Одного человека задержали.

Сцепка — одна из главных тактик протестующих в Беларуси. Чтобы «встать в сцепку», нужно очень плотно держаться друг друга, крепко ухватившись руками. Хотя даже такое сплочение не всегда помогает:

Каратели — так называют сотрудников ОМОН и милиции, которые проявляют жестокость к участникам акций протеста. Например, избивают дубинками лежащего молодого человека с девушкой или въезжают на автозаке в протестующих.

Хапун — беспорядочное задержание протестующих и обычных пешеходов. «Хапуны» проводили еще до массовых акций. 

Пример: Под окнами ходят протестующие. Видимо, возвращаются домой с протеста. На стадионе начинается хапун. Стою на балконе, наблюдаю, как люди разбегаются в разные стороны.

Светошумки — светошумовая граната, которыми омоновцы забрасывают демонстрантов, чтобы разогнать их.

Змагары — белорусский оппозиционер в негативной коннотации. 

Тихари — мужчины в штатском, наблюдающие и задерживающие протестующих. Чаще всего, это сотрудники КГБ и оперативных служб МВД Беларуси. 

Таракан (Лук, Саша 3%) — так белорусы, недовольные нынешней властью, называют президента Александра Лукашенко. 

Жыве́ Беларусь! (в переводе с белорусского — Да здравствует Беларусь!) — основное приветствие и лозунг участников протеста. Им пользуются не только сами белорусы, но и другие неравнодушные народы, чаще всего, русские, украинцы и грузины, поддерживающие демонстрантов. 

Фото на превью: Василий Федосеенко / Reuters