Приемная дочь историка Юрия Дмитриева, обвиняемого в насильственных действиях сексуального характера в отношении ребенка, могла дать показания против него под давлением. К такому выводу пришли лингвисты из Института русского языка РАН и доктор психологических наук из МГУ, изучавшие тексты бесед девочки со следователем и психологом. Об этом пишет «Новая газета».
«Несовершеннолетний ребенок в диалоге с двумя взрослыми, которые ясно и настойчиво демонстрируют, каких ответов они ожидают, оказывается в ситуации коммуникативного давления. Если ответ не соответствует ожиданиям, следователь задает вопрос снова и снова, в результате девочка выбирает более нейтральный вариант, который не был ее собственным ответом», — цитирует специалистов издание.
Также, по их словам, в большинстве вопросов следователя и психолога уже содержится информация, необходимая для ответов.
Доктор психологических наук, профессор МГУ Вероника Нуркова отметила, что показания девочки не соответствуют критериям воспоминаний о травмирующем опыте. Кроме того, в своей экспертизе психолог «исходил из презумпции истинности сообщаемой ребенком информации», что «представляет собой случай ложно понятой психологом задачи собрать доказательства в пользу имеющейся гипотезы».
Юрий Дмитриев — глава карельского отделения «Мемориала», он обнаружил массовые захоронения жертв репрессий времен Большого террора в Сандармохе. В 2016 году его обвинили в изготовлении детской порнографии и развратных действиях в отношении несовершеннолетней приемной дочери. Суд оправдал Дмитриева, но затем дело отправили на новое рассмотрение. Теперь его обвиняют в сексуальном насилии над приемной дочерью. Прокуратура запросила для него 15 лет колонии.