В Москве предлагают за деньги регистрироваться на голосование по Конституции с подставных сим-карт и голосовать в поддержку поправок. За каждую регистрацию участникам обещают платить по 75 рублей, за голос в поддержку — по 50 рублей. После, в том числе и публикаций Дождя, Мосизбирком и полиция отреагировали — полиция Москвы начала проверку информации о создании поддельных аккаунтов для фальсификации на голосовании по поправкам в Конституцию, сообщает главное управление МВД. Но вот параллельная реальность, продолжение сериала «Великая битва за поправки» — пенсионеров без их ведома вписывают в списки на электронное голосование. Антон Баев — с подробностями.
— Я ищу Владимира. Мы нашли Владимира Михайловича в базах на голосование. И мы так понимаем, что он не собирался голосовать электронно?
— Я, к сожалению, не могу комментировать эту тему.
— Он когда-нибудь регистрировался на Mos.ru? Собирался идти голосовать электронно?
— Я не могу комментировать на эту тему.
Так на вопросы корреспондента Дождя отвечал молодой человек, который ухаживает за пенсионером Владимиром Михайловичем. Его адрес, как и адреса сотен других пожилых москвичей, оказался в базе данных для регистрации на сайте Мos.ru. Естественно, из-за голосования по поправкам.
— Вы в интернете регистрировались?
Ирина Борисовна, пенсионерка: Нет
Пенсионеры, опрошенные Дождем, может и собиралась пойти на голосование, но точно не в интернете.
Марина Владимировна, пенсионерка: Миленький, у меня нет никакого сайта, у меня нет даже интернета, понимаете. Единственное, что я делаю — это я иногда заказываю на «шопинг лайв» какие-то товары для своей дочки.
— А на голосование вы пойдете ногами?
— Я вообще не пойду. У меня больные ноги, я не хожу.
Данные пенсионеров Дождь получил от «сторонников поправок» Олега Аникина и Александра Милостинкина. Вместе с данными они предоставили и сим-карты для регистрации на сайте Мos.ru.
Чтобы зарегистрироваться на сайте Мos.ru, нужна симка — корреспонденту Дождя таких выдали 25 штук, а также выдали инструкцию на три страницы. Номер нужен для того, чтобы зарегистрировать почту, с помощью которой можно зарегистрироваться на сайте Mos.ru и после этого проголосовать. Чтобы зарегистрироваться на сайте, нужно ввести ФИО, адрес электронной почты и номер телефона. Антон Баев использовал тот, который ему выдали.
Помимо этого, для голосования нужно предоставить данные паспорта, СНИЛС, полиса ОМС, ИНН, адрес регистрации, адрес места жительства и другие документы, о которых известно только лично голосующему, нотариусу и адвокату. Аккаунт отправляется на проверку после заполнения этих данных. На это уходит больше десяти минут — а натренированный человек может регистрировать более 50 аккаунтов в день.
Алексей Венедиктов, заместитель председателя Общественной палаты Москвы: Мы берем это на контроль, это взяли на контроль Московская избирательная комиссия и Общественная палата. Этим будет заниматься МВД и направлять ответы по этому поводу. Вопрос — если они занимаются этим четыре месяца, то тогда этим людям светят сроки. Проблема в том, что на следующих голосованиях это может сработать. Если сейчас была отсечка пятого июня, то на следующих голосованиях как эти аккаунты будут работать? Есть люди, которые этому доверяют, и у них должна быть такая возможность. Вы хотите, чтобы люди пошли на участки, заразились и умерли — к этому призываете? Это ваше право.
До сих пор не ясно, в состоянии ли Департамент информационных технологий Москвы отделить мошеннические учетные записи от настоящих. Однако главный разработчик системы электронных выборов Артем Костырко утверждает, что системы безопасности неплохо работают.
Артем Костырко, главный разработчик электронного голосования: После пятого числа создан кабинет с хорошими данными, с плохими данными. Записаться на электронное голосование, к сожалению, не получится. Вы спрашиваете по поводу того, что можем ли мы среди поданных заявлений на электронное голосование с большой долей вероятности определять те, которые поданы не самими людьми? То есть, вы меня спрашиваете, можем ли мы находить противоправные действия, которые люди совершали с использованием личных кабинетов? Тогда я вам в этой терминологии отвечаю, что да, такие механизмы есть, и они работают неплохо.
Сейчас в отношении Олега Аникина и его друга проводят проверку — по крайней мере, следственные органы об этом попросил Мосизбирком. Однако еще утром Центр интернет-технологий говорил, что такое невозможно, а информация — фейк.
Урван Парфентьев, ведущий аналитик РОЦИТ: Ожидать, что будет скуплено множество сим-карт, которые, как правило, зарегистрированы на определенную группу людей, у нас нет в законодательстве ограничения на то, сколько мобильных аккаунтов можно иметь. И при этом, тем более, пройти элементарную двухфакторную идентификацию, предусмотренную даже самими сотовыми операторами, — это уже представляется на грани фантастики без какого-то без какого-то внутреннего технического воздействия.
Про Олега Аникина и Александра Милостинкина пока известно немногое. Оба путешествовали вместе, Аникин работал в нескольких охранных компаниях и в фитнес-клубе «Зебра». В приложении GetContact оба подписаны как волонтеры, спортсмены, а Аникин — даже коллектором.
При этом оба явно участвовали в избирательной кампании летом 2019 года. Во-первых, на это указывает подписной лист Николай Табашникова, кандидата по округу Измайлово. Во-вторых, видео с Милостинкиным опубликовал конкурент Табашникова.
Теперь со сторонниками поправок будет разбираться полиция и, возможно, ФСБ. Но удастся ли правоохранителям узнать, откуда взялись данные и кто снабдил Аникина и Милостинкина сим-картами? Вряд ли. Однако аккаунты, созданные по их наводке, скорее всего, останутся в системе — и в нужный день проголосуют за поправки в Конституцию.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.
Фото: Агентство «Москва»