Заключенные исправительной колонии строгого режима №15 в Ангарске Иркутской области подняли бунт после избиения одного из осужденных. Часть колонии охвачена пожаром, правозащитники сообщали о стрельбе. В колонию не пускают правозащитников, а заключенные записали видео, на котором говорят, что «их будут убивать»; есть неподтвержденная информация о суициде одного из них.
9 апреля заключенный ИК-15 записал видеообращение о том, что его били по животу и душили, из-за чего он вскрыл себе вены. Правозащитник из движения «За права человека» Павел Глущенко рассказал, что сотрудник колонии, узнав о видео, «вернулся и избил его снова».
Осторожно! Видео содержит сцены насилия.
Радио Sputnik со ссылкой на родственницу одного из заключенных сообщило, что заключенного избили трое пьяных сотрудников колонии. В знак протеста в тот же день 17 человек разбили камеры видеонаблюдения и тоже вскрыли вены, рассказал Глущенко Дождю.
10 апреля в колонии начался бунт: заключенные подожгли рабочие помещения и дежурную часть. Издание Baza уточнило, что горели лесопилка и свиноферма.
Колонию оцепили, дорога к ней перекрыта. Туда не могут попасть в том числе сотрудники Общественной наблюдательной комиссии, сообщил Глущенко. По его словам, им и родственникам заключенных говорят, что вход запрещен «из-за карантина».
К подавлению бунта привлекли спецназ ФСИН. Очевидцы сообщали о стрельбе из колонии, это подтвердил руководитель организации «Сибирь без пыток» Святослав Хроменков. ТАСС сообщил, что на территории колонии идут «ожесточенные столкновения» между заключенными и спецназом. Также сообщалось о том, что бунтовщики подожгли пожарную машину. По словам Глущенко, в колонии около 300 спецназовцев.
Добавлено. РИА Новости ближе к шести утра по Москве сообщило, что пожарные ликвидировали открытое горение. Сгорело восемь построек.
По данным «МБХ медиа», во время бунта пострадали около 300 заключенных. Один из заключенных рассказал, что когда в колонию вошел спецназ, около 500 человек собрались на плацу жилой зоны. Когда их начали закидывать гранатами, заключенные начали резать вены — в итоге себя повредили, по оценке собеседника, около 200 человек.
Павел Глущенко рассказал Дождю, что против заключенных применяют силу, их связывают скотчем. Тех, кто спрятался в промзоне, избивают досками и натравливают на них собак. Он опубликовал видеообращение заключенных, просящих о помощи: «Сейчас все догорит и нас будут убивать». По их словам, их бьют, используют против них гранаты, а горит уже вся колония. Телеграм-канал «112» уточнил, что гранаты светошумовые.
Внимание: в этом видео тоже есть жестокие кадры.
Сами заключенные сообщают о двух погибших. Официальных данных о пострадавших и погибших на момент публикации нет.
Мать одного из заключенных Надежда рассказала Дождю, что ее сыну удалось дозвониться до нее из колонии.
«Там такой шум, такой крик, там все кричат. Он кричал: „Мамочка, помоги, пожалуйста, нас тут убивают“», — рассказала она. Со слов своего сына женщина сообщила, что в заключенных стреляют и «закидывают непонятными гранатами».
В 20:37 по московскому времени ТАСС со ссылкой на ГУ ФСИН по Иркутской области сообщил, что ситуация в колонии под контролем. По сообщению ведомства, на территории колонии работают сотрудники ФСИН, прокуратуры и Следственного комитета. Baza также сообщила, что бунт частично подавлен. По ее информации, один из заключенных покончил с собой. «Интерфакс» со ссылкой на источник писал, все предполагаемые зачинщики бунта в колонии заблокированы в одном из зданий, «ведутся работы по их обезвреживанию».
Однако, судя по видео очевидцев, операция продолжалась после этих сообщений, а пожар не был потушен (эта запись также содержит сцены насилия):
Святослав Хроменков рассказал «МБХ медиа», что в других колониях Иркутской области тоже разгораются бунты. По его словам, ему сообщили из ИК-14, что у них пожар, после чего связь оборвалась. О планах устроить бунт ему рассказали и в ИК-2.
Следственный комитет по Иркутской области возбудил уголовное дело о дезорганизации деятельности исправительного учреждения (часть 3 статьи 321 УК РФ) из-за бунта в ИК-15. По версии следствия, 9 апреля во время отбоя один из заключенных «не подчинился требованиям сотрудников колонии» и стал «нецензурно выражался в их адрес». В результате пострадал один из сотрудников колонии, несколько осужденных нанесли себе телесные повреждения.
Правозащитная организация «Общественный вердикт» призвала провести публичное расследование событий в ИК-15. Также правозащитники попросили изучить действия силовиков при подавлении бунта и потребовали обеспечить срочный доступ в колонию представителей общественных организаций.