В России вторую неделю действует закон об уголовном наказании за фейки об эпидемии коронавируса. За это время заведены уже шесть уголовных дел, растет и число административных штрафов. В основном дела касаются сообщений о количестве зараженных, несоблюдении карантина или ужесточении мер властей для борьбы с эпидемией. Вместе с юристом «Роскомсвободы» Саркисом Дарбиняном Дождь составил инструкцию, как вести себя в интернете, писать о коронавирусе и не нарваться на штраф или уголовное дело.
По словам Дарбиняна, сейчас «все остается на откуп силовикам», однако в случае заведения дела судья должен оценивать не только саму публикацию, видео или аудио, но и их контекст. «Поэтому любой способ донесения, что контент является сатирическим либо выражает личное мнение автора, может иметь значение для стороны защиты», — добавил адвокат.
Юрист подчеркнул, что в этом вопросе главным раздражителем является информация, которая подрывает институты власти, официальную позицию министерства здравоохранения и действия по борьбе с COVID-19. Поэтому, как правило, к ответственности привлекают за отличные от официальных данные о случаях заражения, методах лечения, наличии медикаментов или средств защиты. «Это делается для создания страха, чтобы остальные боялись», — отметил Дарбинян.
31 марта Госдума приняла пакет законопроектов, которые предусматривают уголовную ответственность за распространение фейков о коронавирусе и нарушение карантина. На следующий день законы подписал президент Владимир Путин.
Раньше за распространение фейков физическим лицам мог грозить только штраф до 100 тысяч рублей по части 9 статьи 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации). Например, в марте по этой статье составили протокол на жительницу Амурской области, которая написала пост о заболевших коронавирусом в Амурской области, хотя официально на тот момент в регионе не было зафиксировано случаев заражения.
Теперь за распространение недостоверной информации о коронавирусе могут привлечь по двум новым статьям — 207.1 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан) и 207.2 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия).
Первая статья применяется при распространении фейков во время эпидемии или стихийных бедствий, которое повлекло или может повлечь «человеческие жертвы», «ущерб здоровью людей и окружающей природной среде». Наказание предусматривает штраф от 300 тысяч до 700 тысяч рублей, обязательные или исправительные работы, а также лишение свободы на срок до трех лет.
Вторая статья (207.2 УК) применяется в случае, если распространение ложной информации о коронавирусе привело к смерти или «иным тяжким последствиям». За это предусматривается штраф от 1,5 до 2 миллионов рублей, либо до двух лет исправительных работ, либо до пяти лет лишения свободы. Если же фейковая информация привела к причинению вреда здоровью по неосторожности, наказанием будет штраф от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей или до трех лет ограничения свободы.
Новые статьи активно применяются. 3 апреля против жительницы Санкт-Петербурга возбудили уголовное дело из-за публикации во «ВКонтакте» о том, что в Сестрорецкой больнице пациента с диагностированным COVID-19 отпустили домой, после чего он воспользовался общественным транспортом. Женщину обвиняют по 207.1 УК РФ, ей грозит до трех лет лишения свободы. По этому делу также допросили активистку Анну Шушпанову, дома у нее провели обыск. Сейчас она находится в статусе свидетеля.
7 апреля Следственный комитет завел уголовное дело против блогера Александра Торна, который опубликовал в своем твиттере сатирическое видео о происхождении коронавируса. В ролике говорится, что COVID-19 якобы создали в государственном научном центре «Вектор» в Новосибирске. На момент написания заметки видео набрало более 150 тысяч просмотров. Сам блогер в комментарии Дождю сообщил, что своими юмористическими видео он высмеивает фейки про коронавирус.
9 апреля СК возбудил еще три уголовных дела из-за фейков об эпидемии. В одном из них фигурирует публикация о массовом заболевании военных на базах в Сирии, два других завели по сообщениям о продлении режима изоляции на год и о введении пропусков в Москве. О пропусках накануне объявил Собянин.
Еще одно уголовное дело возбудили из-за сообщения, в котором утверждается, что в Ленинградской области разместили бронетехнику с оружием для борьбы с распространением коронавирурса.
К ответственности за сообщения о ситуации с коронавирусом могут также привлечь активистов и врачей, которые жалуются на нехватку средств индивидуальной защиты в больницах. Так, в Москве в прокуратуру вызвали врача-нейрохирурга Всеволода Шурхая, рассказавшего, что в отделении НМИЦ нейрохирургии имени Бурденко не хватает масок-респираторов и нет ультрафиолетовых ламп. Подмосковного активиста Вячеслава Егорова также вызвали в полицию из-за сбора средств на помощь местной больнице, а главе профсоюза «Альянс врачей» Анастасии Васильевой сказали явиться в Следственный комитет после видео о заниженном количестве зараженных.