В январе Владимир Путин выступил с ежегодным посланием к Федеральному собранию и вместе с поправками в Конституцию предложил ряд мер социальной поддержки. С тех пор все резко изменилось — мир охватила пандемия коронавируса, а главной поправкой в российской Конституции стало обнуление президентских сроков Владимира Путина. Власти, тем не менее, продолжают выполнять январские поручения президента. Дождь узнал, может ли новый закон о материнском капитале привести к росту числа махинаций с выплатами и почему они особенно популярны в Дагестане.
Путин предложил продлить программу материнского капитала на пять лет и выдавать его при рождении первенца. Поправки разработали и утвердили менее чем за два месяца — президент подписал новый закон 1 марта. С 2020 года за первого ребенка будут выплачивать 466,6 тысячи рублей, за второго — еще 150 тысяч. По подсчетам Пенсионного фонда, только в 2020 году на новые меры поддержки понадобится 428 миллиардов рублей, через два года эта сумма вырастет еще почти на 283 миллиарда.
После послания Путина спрос на обналичивание материнского капитала резко вырос. По данным «Яндекса», в январе россияне искали объявления по запросу «обналичить материнский капитал» более чем в два раза чаще. В феврале число показов снизилось, но осталось выше прежних значений.
Больше всего способы обналичить материнский капитал интересуют жителей Дагестана и Карачаево-Черкессии. По данным Росстата за 2019 год, это регионы с самой низкой средней зарплатой в России. В областях, где уровень популярности запроса в несколько раз ниже, средний заработок более высокий.
Обналичивать материнский капитал незаконно. Обычно такие преступления рассматривают по статье 159.2 УК (мошенничество при получении выплат). Нарушителям грозит штраф в 120 тысяч рублей или арест на срок до четырех месяцев, за особо крупный размер или мошенничество в составе преступной группы — до миллиона рублей штрафа или лишение свободы на срок до десяти лет.
Власти пытаются бороться с обналичиванием выплат. Весной 2019 года вступил в силу закон об ужесточении контроля за использованием маткапитала, а сайты и группы во «ВКонтакте», которые предлагают такую услугу, регулярно блокируют по решению суда. Вместо них тут же появляются новые.
В одной из групп корреспондентке Дождя предложили обналичить маткапитал, купив несуществующий участок земли. Если второму ребенку еще не исполнилось трех лет, оформить сделку можно только в отделении Пенсионного фонда в столице Дагестана Махачкале — именно в этом регионе люди чаще всего интересуются обналичиванием маткапитала. Семья получает на руки 230 тысяч рублей — это около половины положенной выплаты, остальное уходит посредникам.
СМИ практически каждый год сообщают об обысках в дагестанском отделении Пенсионного фонда, последний раз — весной 2019 года. В пресс-службе отделения Дождю заявили, что обыски из-за махинаций с маткапиталом проходили в сентябре 2013 года, при этом сотрудники отделения не имели отношения к преступлению. «Вся остальная информация о так называемых проверках в последующие годы, касающихся махинаций с маткапиталом, не соответствует действительности», — сообщили в ведомстве.
В фонде утверждают, что сейчас в Дагестане почти нет случаев с обналичкой маткапитала — такие преступления были частым явлением около десяти лет назад. «Сегодня все это в прошлом, граждане хорошо знают свои права и обязанности», — говорят в отделении. Там подчеркивают, что фонд не контролирует законность выдачи займов под маткапитал кредитными организациями, а тем, кто столкнулся с мошенниками, нужно обращаться в правоохранительные органы.
Если сотрудники отделения видят подозрительную сделку, они просят провести проверку — для этого была создана межведомственная группа с участием МВД и ФСБ. Сейчас по запросу дагестанского отделения ПФР открыто пять уголовных дел о мошенничестве с маткапиталом. Вопрос о том, почему материнский капитал предлагают обналичить именно в дагестанском отделении ПФР, в фонде никак не прокомментировали.
Оценить, сколько всего дел было возбуждено именно за махинации с маткапиталом, сложно — по статье 159.2 также рассматривают дела о незаконном получении пособий по безработице, инвалидности, уходу за ребенком и других социальных выплат. По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2018 году по этой статье было осуждено почти две тысячи человек, в первом полугодии 2019-го — 886 человек. Сколько именно преступлений было совершено в конкретном регионе — неизвестно.
Фирма по обналичиванию маткапитала, в которую обращалась корреспондентка Дождя, утверждает, что работает с 2007 года, — именно тогда начала действовать программа господдержки при рождении детей. По словам сотрудника, за это время никого из их клиентов «не посадили».
По закону материнский капитал можно потратить на покупку и строительство жилья, образование ребенка, адаптацию детей-инвалидов и формирование накопительной пенсии для матери. Семьи с низким доходом могут получать ежемесячные выплаты из материнского капитала, пока ребенку не исполнится три года. Сразу получить всю сумму на руки нельзя.
Жители Дагестана часто распоряжаются материнским капиталом по-своему — обналичивают через посредника и тратят на свадьбы, машины, пластические операции и другие нужды, пишут «Кавказ.Реалии».
«На деньги мужу купили „Приору“. Многие в селе так делают. Беременных в шутку „приорами“ называют до сих пор», — рассказала изданию одна из жительниц республики. Другая героиня на средства от продажи маткапитала оформила липовую инвалидность трем членам семьи, чтобы получать пособие, — в 2019 году его размер составлял от четырех до 12 тысяч рублей в месяц. Вскоре ее мужу аннулировали инвалидность. Теперь женщина опасается, что против ее семьи возбудят уголовное дело.