Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию коронавируса COVID-19 две недели назад, а накануне предупредила, что распространение инфекции только ускоряется. Несмотря на это, советник по научной работе директора Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора академик РАН Виктор Малеев считает, что ситуация может улучшиться в течение лета, — вот что он сказал в программе Hard Day's Night.
Имеются положительные моменты. В Китае все это дело падает. Правда, некоторые сомневаются, говорят, скрывают — ну, и нам так говорят, что скрывают. Но, тем не менее, раз они все открывают, разрешают, у них летальных уже нет, поэтому они не скроют, наверное, если что-то будет. Поэтому все-таки он [вирус] показывает, что течет циклически, и в каких-то странах наблюдается его обратный ход. Потому что было мнение, что он не ослабнет, будет нарастать и нарастать, что будет поражено — ВОЗ сначала говорила — третья часть человечества, то есть несколько миллиардов людей. Такие были прогнозы специалистов всемирной организации.
Мы видим, что это не так. В Китае он снижается. В Европе как будто уже пошли первые признаки [улучшения]: в Италии уже меньше [случаев] — ну, это обнадеживающе, может, это не так, может, это кто-то проиммунизировался, какие-то люди бессимптомно болели. Но в Испании идет только на подъем, вероятно, пойдет на подъем в других странах — в Германии, во Франции, в Великобритании, может быть.
Непонятная ситуация в Соединенных Штатах. Они выходят на второе место [по количеству случаев], не сегодня-завтра перегонят Италию — к 50 тысячам там подбирается. Вероятно, когда у них наберется какой-то пик [заболеваемости] и все это начнет падать, значит, вероятно, у этого вируса есть такая способность — достигать какой-то верхушки, а потом опускаться. Вот это уже радостно. Если это будет так, тогда и к нам будет меньше заносить.
Есть два прогноза, которые реальные.
Первый. Этот вирус на 90% похож на вирус SARS [атипичной пневмонии]. Начались они примерно в одно время — SARS начался в ноябре 2002-го и закончился в августе 2003-го. Если это его родной брат, значит, есть такой вариант, что где-то к августу это все дело закончится — он наберет потенциал еще в каких-то местах в апреле-мае, а дальше пойдет на спад.
Есть второй вариант — говорят, он превратится в постоянный вирус, не исчезнет, как SARS. Тогда он будет как бы сезонный (сейчас мы не можем сказать — пока мы не разобрались с его сезонностью, летом мы не знаем, как он себя поведет). Тогда он может вживиться, не будет такой патогенный, такой вредный, разработают вакцину — надеюсь, когда-нибудь.
Мой вариант. Я боюсь давать точный прогноз и называть дату, но все-таки есть такая вероятность, что где-то к августу это закончится.
Фото: Владимир Гердо / ТАСС