Утром 9 марта цена на нефть Brent упала более чем на 30%. Вслед за этим обвалился курс рубля — евро и доллар обновили максимум с 2016 года. Экономисты считают, что Россия недооценила масштаб последствий из-за развала сделки с ОПЕК, и ждут роста инфляции.
В ходе торгов 9 марта стоимость нефти Brent опускалась до 31,3 доллара за баррель. Это на 30% ниже, чем на закрытии торгов 7 марта (45,27 доллара).
На фоне этого резко упал курс рубля на международном валютном рынке. Евро поднимался до 86 рублей, доллар превышал 75,6 рубля.
Вслед за этим обвалились бумаги российских компаний на бирже в Лондоне, снижение составляло от 9 до 26%. В частности, упали акции Сбербанка (на 25,5%), «Татнефти» (на 25,4%), «Роснефти» (на 24,2%), «Лукойла» (на 22,1%) и других фирм.
На Московской бирже торги сегодня не ведутся и откроются 10 марта. Экономист Игорь Николаев предполагает, что на открытии торгов во вторник рубль ждет обвал. «Рубль по сравнению с тем, как [рынок] закрывался в пятницу, упадет, и упадет сильно. Те уровни, которые мы увидели сегодня, говорят об этом однозначно. Какой-то отскок возможен, но он будет крайне небольшим», — рассказал он Дождю.
К середине дня 9 марта цены на нефть и курсы валют частично отыграли снижение. По состоянию на 14:00 нефть Brent стоила 35,33 доллара, евро торговался на уровне 85,45 рубля, доллар — 74,84 рубля.
После обвала цен на нефть и курса рубля Центробанк решил отказаться от закупки иностранной валюты на внутреннем рынке на 30 дней. ЦБ заявил, что готов «задействовать дополнительные инструменты в целях сохранения финансовой стабильности».
Минфин объявил, что будет продавать валюту на открытом рынке, чтобы компенсировать доходы, которые бюджет не получит из-за падения цен на нефть. В министерстве утверждают, что средств из Фонда национального благосостояния хватит на шесть-десять лет при падении цен на нефть до 25-30 долларов за баррель.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что низкие цены на нефть и изъятие средств из ФНБ приведут к ухудшению благосостояния россиян. «Ничего хорошего из этого не получится. <…> Будут девальвировать рубль и накачивать экономику дешевыми рублями, это инфляция, это ухудшение положения граждан России. <…> Реальных средств для сдерживания сокращения российской экономики нет никаких», — рассказал он Дождю.
Цены на нефть начали снижаться после того, как члены организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) не смогли договориться с Россией и другими нефтедобывающими странами о сокращении уровня добычи нефти. Члены ОПЕК предлагали сократить добычу на 1,5 миллиона баррелей в сутки, чтобы поддержать цены на фоне вспышки коронавирусной инфекции. Текущие договоренности действуют до конца марта.
После этого Саудовская Аравия начала «нефтяную войну». По данным Bloomberg, королевство установило скидки на уровне 6-8 долларов за баррель. Источники агентства сообщили, что с 1 апреля страна планирует резко увеличить добычу нефти. По мнению аналитиков, таким образом Саудовская Аравия хочет заставить Россию вернуться к переговорам и заключить сделку с ОПЕК.
Источники The Belll сообщали, что за отказ от сокращения нефтедобычи выступал глава «Роснефти» Игорь Сечин — он считал, что сделка с ОПЕК невыгодна России. По данным Reuters, в декабре 2018 года Сечин написал Путину письмо, в котором говорилось, что соглашение с ОПЕК в первую очередь выгодно США и что оно является стратегической угрозой для России.
Экономист Игорь Николаев считает, что российские власти недооценили масштаб падения цен на нефть в результате окончания действия соглашения с ОПЕК. «Думали, что цены на нефть если и снизятся, то мы доберем объемами [добычи], мы же теперь не обязаны [их] сокращать. <...> Если цены на нефть обвально падают, то никакими объемами вы не доберете выпадающие доходы, и именно это и происходит», — рассказал Николаев Дождю.