Пензенские фигуранты дела «Сети» могут быть причастны к убийству местных жителей Артема Дорофеева и Екатерины Левченко, говорится в расследовании «Медузы». Оно основано на словах знакомых фигурантов, один из которых уехал из России, и на материалах уголовного дела. Издание утверждает, что ФСБ знает об этих подозрениях как минимум год.
Приволжский окружной военный суд в Пензе 10 февраля приговорил семерых фигурантов дела «Сети» (организация запрещена в России) к срокам от шести до 18 лет. Их признали виновными в «организации деятельности террористического сообщества или участии в нем». Самые большие сроки получили Дмитрий Пчелинцев, которого объявили создателем «Сети» (18 лет строгого режима), Илья Шакурский (16 лет), Андрей Чернов (14 лет) и Максим Иванкин (13 лет). Михаилу Кулькову, Максиму Иванкину и Андрею Чернову инкриминируют покушение на сбыт наркотиков. Дело в отношении Юлия Бояршинова и Виктора Филинкова выделено в отдельное производство, оно рассматривается в Московском окружном военном суде в Санкт-Петербурге. В защиту фигурантов дела «Сети», которые заявляли о пытках и фальсификации доказательств, развернулась широкая общественная кампания.
По версии следствия, пензенскую ячейку «Сети» — «группу 5.11» — создали не позднее мая 2015 года. Изначально в нее входили Дмитрий Пчелинцев, Андрей Чернов, Максим Иванкин и Михаил Кульков. Как следует из слов знакомых фигурантов и переписки Чернова с товарищами, участники «5.11» работали закладчиками. Чернов, в частности, писал, что работал почти без выходных «на заводе и потом еще с закладками». Также он утверждал, что Пчелинцев якобы выращивал марихуану и галлюциногенные грибы на конспиративной квартире под названием «Сады». «Помимо того, что они торговали, часть товара они активно пускали в личное пользование», — приводятся в расследовании слова знакомого фигурантов.
Дорофеев, Кульков и Иванкин начали снимать квартиру на улице Попова, 42, летом 2016 года. У них периодически жил Иванкин, а с осени — и Екатерина Левченко. Знакомые фигурантов дела «Сети» утверждают, что парень и девушка помогали друзьям продавать наркотики. Кроме того, молодые люди многое знали о происходящем в «5.11» и часто бывали на конспиративной квартире, следует из переписки осужденного по делу «Сети» Андрея Чернова.
Дорофеев и Левченко пропали 31 марта 2017 года. Примерно через месяц девушка, по словам ее матери, вышла на связь, попросила не переживать и сказала, что «ни в чем не виновата». В ноябре в лесу под Рязанью нашли тело Дорофееева с повреждениями.
Участников группы «5.11» Михаила Кулькова, Максима Иванкина и 16-летнего Алексея Полтавца задержали в Пензе в ночь на 31 марта 2017 года по подозрению в попытке сбыта наркотиков в особо крупном размере, рядом с ними нашли свертки с 8,6 грамма наркотика альфа-PVP. Полтавца и Иванкина освободили, Кульков взял вину на себя и был помещен под домашний арест. В начале апреля Иванкин попросил у родителей деньги на покупку телефона и ушел из дома с Полтавцом. 25 апреля из-под домашнего ареста сбежал Кульков, его и Иванкина объявили в розыск.
В феврале 2019 года рязанское управление СК обратилось в ФСБ. Друг погибшего Артема Дорофеева Андрей Черкасов рассказал, что, по словам следователей, они допросили Иванкина и Кулькова, когда те уже находились в СИЗО по делу «Сети». Молодые люди привели разные версии случившегося после побега и отрицали причастность к гибели парня и девушки. Кульков согласился предоставить образец ДНК, Иванкин отказался. От следственных мероприятий они отказались, потому что «имели право», сказал источник «Медузы» в рязанском управлении СК. При этом издание напоминает, что следователи могут брать образцы у подозреваемых без спроса.
Саша Аксенова, жена фигуранта петербургского дела «Сети» Виктора Филинкова, писала в чат родителей фигурантов с просьбой прояснить ситуацию с исчезновением Дорофеева и Левченко. В ответ Дмитрий Пчелинцев через адвоката передал, что ему «не нужна помощь тех, кому приходится доказывать, что я не верблюд».
«Медуза» также узнала о женщине, которая приезжала в Пензу из Москвы на одно из заседаний и якобы заявила сестре Пчелинцева, что Иванкин вскрыл себе вены, так как причастен к убийству.
Алексей Полтавец, уехавший за границу, в разговоре с изданием признался в причастности к преступлению и рассказал, что Иванкин якобы передал ему слова Пчелинцева о «коллективном решении» убить обоих «гражданских». Пчелинцев, как утверждается, опасался, что они могут дать показания против остальных.
Редакция «Медузы» в отдельном заявлении подчеркивает, что считает дело «Сети» сфальсифицированным и построенным на доказательствах, полученных в результате пыток. «Многие факты у нас по-прежнему с трудом укладываются в голове, но и скрывать такую важную информацию мы как журналисты не имеем права», — объясняет издание. В заявлении отмечается, что левые активисты, которые проводят собственное расследование, сами обратились в редакцию неделю назад.