В течение нескольких минут после крушения украинского «Боинга» под Тегераном командование «Корпуса стражей исламской революции» знало, что удар по самолету совершили военные, но скрывало эту информацию от президента Ирана Хасана Рухани. Это следует из расследования журналистов The New York Times, которые восстановили хронологию происходящего в течение первых дней после крушения лайнера.
В ночь на 8 января Иран готовился нанести ракетный удар по позициям американских военных в Ираке. Глава воздушно-космических сил страны Али Хаджизаде позже говорил, что отдал приказ закрыть воздушное пространство, однако гражданские коммерческие рейсы продолжали вылетать из аэропорта Тегерана. Впоследствии по украинскому лайнеру выпустили две ракеты.
Первым о причине крушения узнал Хаджизаде. Он и еще несколько высокопоставленных военных доложили о произошедшем аятолле Али Хаменеи, которому подчиняется армия. При этом президент Роухани несколько раз пытался дозвониться до КСИР, но командование не отвечало на звонки. Членам правительства военные говорили, что подозрения об их причастности к крушению не соответствуют действительности.
Хаменеи сообщил Роухани причину крушения самолета только 10 января, после того, как президент выступил с официальным заявлением о том, что версия о причастности к авиакатастрофе иранских военных — это «большая ложь».
NYT пишет, что КСИР возражал против того, чтобы Иран признал свою ошибку из-за опасений, что это приведет к дестабилизации обстановки в стране. В итоге президент поставил перед военными ультиматум: или они публично расскажут правду, или он уйдет в отставку. 11 января Али Хаджизаде объявил о том, что в крушении украинского боинга виноваты военные Ирана.
Самолет «Международных авиалиний Украины» разбился в Иране утром 8 января. В результате погибли 176 человек. Журналисты и эксперты из Украины и других стран, приехавшие расследовать трагедию, сообщали о том, что место авиакатастрофы расчистили почти за сутки, и никому не удалось осмотреть обломки.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.