Сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Руслана Шаведдинова насильно отправили служить в зенитно-ракетные войска на архипелаг Новая земля. Дождь собрал главное о том, как он оказался в армии, и поговорил с бывшим солдатом-срочником, который служил в его части.
Вечером 23 декабря дома у менеджера проектов ФБК Руслана Шаведдинова прошел обыск. Дверь в его квартиру силовики предположительно разрезали «болгарками». После Шаведдинова якобы отвезли на допрос в Следственный комитет, но в ведомстве информацию опровергли. Однако на связь оппозиционер не выходил: автоответчик говорил, что «обслуживание абонента временно приостановлено».
При этом The Insider опубликовал фотографию базы оператора Yota, в которой телефон Шаведдинова отображался как «активный», но сопровождался комментарием: «По всем действиям по номеру уведомлять pr».
На двери в квартире @shaveddinov живого места нет. Обысков у нас много было, но не помню, чтоб с таким усердием пилили. Жуткий запах гари и куча мусора. Почему-то выключатель вырвали в коридоре. Где сейчас Руслан мы все ещё не знаем pic.twitter.com/mmlDc4mqxc
— Настя Кадетова (@kadetovaa_) December 23, 2019
Шаведдинова не смогли найти и к утру следующего дня. Фонд борьбы с коррупцией заявил, что подаст в полицию заявление о пропаже. Позже пресс-секретарь ФБК Кира Ярмыш сообщила, что Шаведдинов был на городском сборном пункте Москвы и его увезли, но куда — неизвестно. В итоге выяснилось, что его отправили для прохождения срочной службы на архипелаг Новая Земля. Он будет служить в войсковой части 23662 — это 33-й зенитный ракетный полк 1-й дивизии ПВО.
25 декабря Шаведдинов вышел на связь — телефон ему дал начальник медчасти. Он подтвердил, что находится на архипелаге. Алексей Навальный рассказал, что к Шаведдинову приставили человека, который «находится с ним буквально каждую секунду». «Ему уже объявили, что телефон он не получит ни при каких обстоятельствах. Несмотря на то, что у всех остальных рядовых срочной службы (раз уж Минобороны считает Руслана таковым) телефоны есть. А в субботу вообще официальный день, когда можно звонить», — написал Навальный.
Он подчеркнул, что у Шаведдинова есть «документально установленное медицинскими исследованиями заболевание», которое не позволяет призывать его на службу. «Начальник санчасти согласился посмотреть на эти бумаги, но что с ними он будет делать — непонятно», — сказал он.
Адвокаты Шаведдинова планируют подать восемь заявлений — о похищении, незаконном лишении свободы, незаконном запрете использовать средства связи и так далее. Кроме того, они подадут иск к Yota за незаконное приостановление действия услуг связи во время обыска.
Заместитель военного комиссара Москвы полковник Максим Локтев заявил, что Шаведдинов долгое время уклонялся и его направление на службу законно. Место, по его словам, определили в соответствии с результатами медицинского обследования. Локтев добавил, что молодой человек прошел его 28 октября и был признан годным, тогда же ему вручили повестку.
Шаведдинов пытался оспорить решение и подал иск в Савеловский районный суд, но 11 ноября тот ему отказал. Он обжаловал решение в Мосгорсуде. 23 декабря его оставили в силе.
Юрист «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Александр Горбачев в разговоре с «Открытыми медиа» отметил, что если Шаведдинов обжаловал решение призывной комиссии, то реализация призыва должна быть приостановлена до решения суда.
«Можно обжаловать либо действия [военкомата] до решения призывной комиссии, либо итоговое решение призывной комиссии. В том виде, в котором идет речь о призыве Шаведдинова, говорится, что призывник обжаловал действия военного комиссара, и не ясно, о чём речь. Если он обжаловал решение призывной комиссии, то его призвали незаконно, а если обжаловал действия военкомата, то надо смотреть по ситуации», — сказал он. Горбачев добавил, что «как правило, у нас к призывникам не вламываются и двери не ломают», а полиция имеет право только вручить повестку.
Войсковая часть 23662 входит в 33-й зенитный ракетный полк 1-й дивизии ПВО. Она была сформирована в 2015 году и вооружена модернизированными ракетными системами С-300. Представитель Северного флота капитан 1 ранга Вадим Серга сказал тогда, что это «первая полноценная воинская часть СФ», которая была сформирована на островах Северного Ледовитого океана.
Штаб находится в поселке Рогачево, в котором, согласно данным 2016 года, живут 555 человек. С февраля по март морозы здесь могут достигать 38 градусов, летом температура редко поднимается выше семи градусов.
«Независимая газета» писала в 2015 году, что в задачи тогда еще не сформированного зенитно-ракетного полка будут входить защита местного ядерного полигона, объектов ВМФ, а также строящегося там горно-обогатительного комбината, входящего в госкорпорацию «Росатом».
Дмитрий Кабанов, который проходил в войсковой части 23662 срочную службу и демобилизовался в этом году, рассказал Дождю, что служить было не тяжело, несмотря на погоду. «Зимой, бывает, наметает снега много. Лета как такового нет, температура поднималась до +10. Метели сильные, видимость бывает метров пять. Холодно, но спасала военная одежда», — сказал он. Присягу Кабанов принимал в Северодвинске.
«Увольнительных нет, так как одиночное передвижение запрещено в гарнизоне из-за белых медведей», — сказал он, добавив, что сходить там и некуда. По его словам, медведей они часто видели возле казармы. «Они там хозяева. В последний раз медведь убивал людей лет пять назад, но меры предосторожности соблюдать стоит. При встрече с ним нельзя бежать и орать».
«Интернет туговат, в том же „ВКонтакте“ реально ответить на сообщение, но фотографии, а тем более видео, посмотреть не получится», — добавил бывший срочник. Интернетом им пользоваться запрещали. Звонить по телефону можно было по воскресеньям с 15:00 до 15:50.
В часть призывали молодых людей из разных городов России: из Тамбова, Ростова, Брянска и так далее. «Отношения нормальные были, старались помогать друг другу».
Солдат-срочник, служивший в этой части в 2017 году, на условиях анонимности рассказал «МБХ медиа», что телефоны им выдавали на выходные, однако их можно было купить в обход запрета. «Главное чтобы не спалили, так как один офицер у нас любил их искать, и за этим было весело наблюдать», — рассказал он.
Бывший военнослужащий добавил, что за время его службы дедовщины не было. «Не знаю как сейчас, но тогда у нас были очень хорошие отношения с контрактниками и офицерами. Все было достаточно спокойно, единственное только цены в магазинах удручали», — сказал он.
Владислав Прокошев, который служил в соседней войсковой части 26894 в Рогачево, в беседе с Дождем сетует на условия: «Полгода день, полгода ночь. Очень жесткие погодные условия, плохая связь, увольнительных нет».