Лингвисты и психологи, чьи выводы легли в основу обвинения против псковской журналистки Светланы Прокопьевой, посчитали признаком оправдания терроризма в ее тексте указание на несоблюдение «прав и свобод граждан» в России, сравнение взорвавшего себя подростка в здании архангельского ФСБ с народовольцами и отсутствие негативной оценки его действий. Об этом пишет РБК со ссылкой на результаты экспертиз.
Роскомнадзор назначил первую экспертизу в ноябре 2018 года, ее проводил ФГУП «Главный радиочастотный центр». По мнению экспертов, в тексте Прокопьевой теракт рассматривается «как единственное возможное решение для привлечения внимания к проблемам в современной России». Они также нашли «направленность текста на формирование положительного отношения к терроризму».
Там также подчеркивается, что Прокопьева указывает на несоблюдение властями «законных прав и свобод граждан», связывает «причину террористического акта с действиями правоохранительных органов» и сравнивает взорвавшего себя подростка с народовольцами.
Вторую экспертизу назначил замначальника следственного отдела СК по Пскову в рамках доследственной проверки. Исследование проводили психолог Виктор Кисляков и лингвист Алексей Рыженко из «Южного экспертного центра». По мнению психолога, Прокомпьева в своем тексте занималась «навязыванием понятий», обозначая «террориста и теракт понятиями, которые должны вызвать нейтральные или позитивные ассоциации у политических активных граждан, критически настроенных по отношению к власти».
«Отсутствие порицания теракта, приписывание террористу „высоких целей“, „благородных мотивов“, переложение на действующую власть вины за „суровые“ методы борьбы за гражданские права создает в тексте позитивный образ террориста», — говорится в его выводах.
Третья экспертиза была назначен СК в марте 2019 года во время расследования уголовного дела. Ее проводили лингвист Наталья Пикалева и психолог Анастасия Лаптева из Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Они посчитали, что совершенный в Архангельске теракт «не вызывает у автора негативного отношения, возмущения». Эксперты отметили, что в тексте Прокопьевой «негативную оценку получают те, кому был адресован этот взрыв».
Адвокат Прокопьевой Тумас Мисакян отметил, что выводы экспертов со стороны обвинения нельзя назвать научными, они основаны «на ничем не подтвержденных предположениях и домыслах». По его словам, комиссия Гильдии лингвистов-экспертов (ГЛЭДИС) не нашла в тексте журналистки лингвистических признаков оправдания терроризма.
Псковскую журналистку Светлану Прокопьеву обвиняют в оправдании терроризма из-за ее высказываний в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» о теракте в здании ФСБ в Архангельске, который совершил 17-летний подросток. Ей грозит до семи лет колонии. 1 октября Дождь, «Эхо Москвы», «МБХ медиа», «Новая газета», «Медуза» и другие издания в знак солидарности опубликовали колонку Светланы Прокопьевой «Семь лет за две страницы текста».
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.