В первом дневнике с кинофестиваля в Торонто Денис Катаев рассказал, почему именно с этого фестиваля начинается Оскар, какое кино мы будем смотреть в следующем году — и о впечатляющих успехах российского кино за границей.
В 2014 году молодой американский режиссер Гейб Польски, сын советских иммигрантов, любитель хоккея, который в Йельском университете изучал историю СССР, всему миру рассказал красивую сказку про одну из величайших хоккейных команд в мире, про ту самую непотопляемую «Красную машину». А заодно рассказал про время, нарисовал портрет тоталитарный эпохи, а на основе популярной в Северной Америке и в России игры наглядно показал, как система управления государством, служение стране отражались на льду.
В Торонто, можно сказать, вышло продолжение, сиквел. На этот раз Гейб Польски с помощью хоккея запечатлел самый безумный период в истории России — 90-е. Этот сюжет, возможно, даже не все знают в нашей стране. Что уж и говорить об иностранцах. Он достоин голливудской драмеди. Главный герой — американский авантюрист, предприниматель и прожектер, этакий Манилов, Стив Уиршоу, который, почувствовав открытые возможности, приехал в новую Россию делать из хоккея шоу, а из бывшей «Красной армии» — «Красных пингвинов», то есть переводить Центральный спортивный клуб армии на коммерческие рельсы. Спонсоры, лишние доллары, стриптизерши, музыканты, алкоголь — все это и есть американская интервенция, как снег на голову. Дикий капитализм во всем его проявлении. Два года чуда — российско-американского СП здесь и показаны. Такие парадоксальные, смешные и неповторимые. Сегодня в России такое себе даже представить невозможно. Но Диснейленда не вышло. Поток свободы снес ее же американских героев и, конечно, хоккеистов. Не мы такие, жизнь такая — самое время вспомнить эту фразу из «Бумера». У Гейба снова мастерски удалось запечатлеть ту безумную жизнь и создать динамичный глубокий фильм, где много интересного для россиян. Про 90-е здесь рассказано иронично и увлекательно, беспристрастно, даже с любовью и большим интересом. Про бедность, криминал и запущенность с одной стороны и тотальную свободу и решимость — с другой. Все-таки не зря он эмигрант во втором поколении — кровь кипит.
С фильмам Гейба Польски неразрывно связана еще одна премьера — документалка «Гражданин X» про Михаила Ходорковского. В Торонто она приехала прямиком из Венеции. Через монологи бывшего олигарха и его судьбу, от нефтяного магната до заключенного номер один, наглядно показана история страны и ее движение от хаотичных и свободных 90-х до авторитарной России Путина с посадками, ограниченными свободами и государственным капитализмом. Получился даже не фильм, а ликбез по истории новой России от 90-х до наших дней, максимально подробный, даже про кандидата в президенты Ксению Собчак рассказано. Получилось интересное погружение в бесконечные российские просторы, но интересное, прежде всего, для иностранного зрителя. Там много фактов и архива. Но главным героем неожиданно становится все же не сам Ходорковский, а Владимир Путин. Противник вырывается вперед не только в жизни, но и в кадре. Акцент на его роли в истории куда существеннее. А главный итог «Гражданина Х» — в России скоро все поменяется. Правда, после тюрьмы в его системе координат «скоро» значит не раньше, чем через 5−10 лет. Вот такой прогноз.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.