2 июня 1967 года берлинский полицейский убил студента Бенно Онезорга во время демонстрации против приезда иранского шаха. Убийство всколыхнуло общественность ФРГ и стало причиной эскалации радикального протеста. В результате появились группировки, начавшие вести против ненавистного им режима городскую партизанскую войну. Одной из них стала Фракция Красной армии.
Первой заметной акцией ее создателей, Андреаса Баадера и Гудрун Энслин, стал поджог двух супермаркетов во Франкфурте-на-Майне. Члены левой группы выступали против общества потребления, молодые люди обвиняли руководство страны в сотрудничестве с нацистским режимом и наступлении мирового империализма на свободы и права стран третьего мира. В Западной Германии конца 1960-х они видели признаки полицейского государства и неонацистского поворота.
Судебный процесс над поджигателями вызвал большой резонанс, на сторону подсудимых встали многие левые интеллектуалы ФРГ. В 1970 г. Андреас Баадер сбежал из-под стражи при помощи журналистки Ульрики Майнхоф. Члены только созданной организации прошли военную подготовку в палестинском лагере и сформулировали правила ведения городской партизанской войны. Для финансирования своей деятельности они устраивали нападения на инкассаторские машины.
Ульрика Майнхоф, «Концепция городской партизанской войны»:
Городская партизанская война — следствие давнего и полного отрицания парламентской демократии самими избранными представителями. Это вооружённая борьба в ситуации, когда полиция безрассудно использует своё оружие. Она направлена на разрушение мифа о всемогуществе и неуязвимости государства.
Объектами атак Фракция Красной армии выбрала американские базы на территории Западной Германии, офисы консервативной прессы и отделения полиции. В результате их действий погибло 7 человек, более сорока ранено. В 1972 году после крупномасштабной полицейской операции лидеры группировки были арестованы.
Новый виток насилия случился осенью 1977 года, когда члены второго поколения Фракции Красной армии похитили крупного промышленника Ханса-Мартина Шлейера, а палестинские террористы захватили самолёт Ландсхут. И те, и другие требовали освобождения оставшихся в живых соратников (Ульрика Майнхоф за год до этого повесилась в собственной камере). В ночь на 18 октября прошло успешное освобождение заложников в самолёте и одновременно коллективное самоубийство трёх заключённых в тюрьму Штамхайм лидеров Фракции, Андреаса Баадера, Гудрун Энслин и Яна-Карла Распе. Шлейера похитители убили в тот же день, всего во второй половине 1970-х годов члены РАФ убили 14 человек.
Направленное против полиции и реакционной — по мнению участников группировки — прессы насилие вызвало в ответ только насилие. Более двадцати членов группы погибли, оставшиеся провели большую часть жизни в тюрьме. Хотя взгляды участников вызывали сочувствие у немецких интеллектуалов и части молодого населения ФРГ, методы ведения борьбы вызывали вопросы не только у благополучных граждан страны, но и соратников по социалистической идеологии. Члены Фракции Красной армии считали важным обратить внимание общества на наследие гитлеровского режима в современной им Германии и вину старшего поколения, участвовавшего в преступлениях нацизма. Однако взрывы учреждений и убийства чиновников не способствовали разрешению этих сложных проблем.
Объединение Германии, распад СССР и окончание холодной войны серьёзно ударили по леворадикалам. Фракция Красной армии практически прекратила свою активную деятельность, сосредоточившись на освобождении из тюрем соратников. Последнее нападение — взрыв в тюрьме в Вайтерштадте — произошло в 1993 году, в том же году полиция провела последнюю операцию по внедрению в группировку и аресту её лидеров.
В 1998 году оставшиеся на свободе члены Фракции Красной армии официально объявили о своём роспуске. Группа признала то, что уже стало понятно обществу — что радикальное насилие не может быть методом борьбы.
Хотя в современной Германии и существуют неонацистские группы, последовательная государственная политика и частные инициативы немецких граждан позволяют преодолеть травмы нацистского прошлого — через просвещение молодёжи и работу по осмыслению истории на личном, гражданском уровне.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.