В Москве действуют несколько координационных центров, которые готовили документы для провластных кандидатов и системной оппозиции на выборы в Мосгордуму. Об этом пишет «Новая газета».
Связь между кандидатами, поддерживаемыми «Единой Россией», и системными оппозиционерами можно выявить по их финансовой отчетности — избирательному счету и самим бланкам финансовых отчетов.
В конце июля Мосгоризбирком опубликовал промежуточные финансовые отчеты 284 кандидатов. Проанализировав оформление бланков, «Новая газета» выделила 23 шаблона отчетов, которые охватили 231 документ, еще 53 отчета оказались вне классификации. Каждый из шаблонов имеет свои особенности в оформлении «шапки», заголовка, строки «ФИО», номера счета и таблицы с финансовыми показателями.
Издание отмечает, что некоторые из шаблонов указывают на принадлежность к партии, что считается нормальной практикой. Например, «шаблоном КПРФ» воспользовались 37 членов партии, два «шаблона ЛДПР» использовали представители партии, а также несколько самовыдвиженцев и члены других партий. В остальных случаях связь между шаблонами и кандидатами, воспользовавшимися ими, менее очевидна, пишет «Новая». Чаще всего одинаковый шаблон финансового отчета используют кандидат от мэрии и его соперники по округу.
Так, шаблон «Митина», помимо выдвигающейся от КПКР Дарьи Митиной, использовали еще пять представителей «Коммунистов России», а также семь самовыдвиженцев, в том числе политик Зоя Шаргатова, Марья Марусенко и Михаил Конев — соперник Ильи Яшина по 45-му избирательному округу. Кроме того, кандидат в депутаты МГД Олеся Рябцева использовала шаблон своей конкурентки по избирательному округу Наталии Метлиной.
«Новая газета» проанализировала и затраты кандидатов на кампанию. Издание отмечает, что самовыдвиженцы жертвовали одинаковые суммы из собственных средств. Так, Людмила Стебенкова, Алексей Шапошников и Игорь Дягилев пожертвовали по 1 750 000 рублей. Ольга Шарапова, Сергей Зверев и еще шесть человек — по одному миллиону. Евгений Герасимов, Михаил Балыхин и еще пара людей — по 750 тысяч. Пять кандидатов — по 400 тысяч, трое — по 300 тысяч. Мария Киселева личные средства в кампанию не вкладывала.
Суммы пожертвований юридических лиц также совпадают: в 14 отчетах это десять миллионов рублей, в четырех — 27 500 000, в двух — 12 500 000.
«Новая» также обращает внимание на отчеты о тратах из избирательных фондов. Стандартная цена сбора одной подписи — 300 рублей. Все, кто указал менее чем 1,2 миллиона рублей расходов на сбор, не могли собрать заявленные ими подписи, это 33 из 42 самовыдвиженцев. Кроме того, Наталья Починок и Максим Шингаркин указали одинаковые суммы на сбор — 84 400 рублей.
Анализ финансовых отчетов показал, что вероятно все зарегистрированные самовыдвиженцы финансируются из одного или немногих источников и приводят нереалистичные цифры по затратам на сбор подписей, подытожила «Новая газета». Почти все кандидаты в депутаты Мосгордумы отказались ответить на вопросы издания.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.