Кандидаты, идущие на выборы Мосгордумы при поддержке городской власти, подделывали подписи, зная, что избиркомы не будут их тщательно проверять, утверждают электоральные эксперты в докладе, сделанном по заказу фонда «Либеральная миссия». В нем перечислено несколько признаков, по которым можно обнаружить фальсификации.
Известные эксперты по выборам Александр Кынев, Аркадий Любарев и Андрей Максимов пришли к выводу, что регистрация кандидатов имела политический характер. Авторы доклада выделили группу «административных самовыдвиженцев» (определение экспертов), в которую вошли не только провластные кандидаты, но также люди, лояльные администрации города (вероятно, идущие на выборы в качестве спойлеров независимых кандидатов). В эту группу, помимо действующих депутатов Мосгордумы, по мнению авторов доклада, входят, в частности, проректор ВШЭ Валерия Касамара, бывший депутат Госдумы Елена Николаева, директор «Центра контроля качества городской среды» Алексей Козлов, руководитель научно-производственной фирмы «МТ-Модуль» Андрей Титов.
Велся ли на самом деле сбор подписей (или их делали на «фабриках рисовальщиков»), показывает количество запросов с именами кандидатов в поисковиках, считают эксперты: чем больше запросов, тем больше вероятность подлинности подписей. По версии докладчиков, прежде чем отдать голос за потенциального кандидата, москвичи пытаются найти в интернете информацию о нем. Если же признаков активного поиска нет, не было и реального общения сборщиков к горожанам.
Как говорится в исследовании, независимый исследователь Алексей Захаров выяснил, что резкий скачок в количестве запросов касается именно кандидатов непарламентской оппозиции. У административных самовыдвиженцев этот показатель оставался примерно на одинаковом уровне до и после начала кампании. Еще меньше запросов было с именами представителей партии «Коммунисты России», зарегистрировавшей самое большое число кандидатов по подписям. Это косвенно подтверждает, что провластные кандидаты фальсифицировали, а не собирали подписи. Схожие выводы сделал независимый исследователь Борис Овчинников.
Второй признак фальсификации — состояние предвыборных фондов. Эксперты проанализировали, сколько кандидаты от мэрии потратили на кампанию по сбору подписей, что отражались в первых финансовых отчетах кандидатов. Независимые кандидаты, на момент подписной кампании собравшие в свои фонды один-два миллиона рублей, по мнению избиркомов, оказались не готовы к регистрации. Зато по подписям зарегистрированы представители «Коммунистов России», собравшие на момент старта кампаний десятки тысяч рублей или даже меньше. В частности, Екатерина Павлова собрала 55 тысяч рублей, Сергей Мороз — 50 тысяч, Ольга Коршунова — 1,4 тысячи рублей (цифры приводятся в докладе).
Помимо прочего, отмечают участники фонда, во многих случаях не было обнаружено «публичных следов сбора подписей» за административных выдвиженцев.
Авторы доклада напоминают и о том, что подписи провластных кандидатов проверяли быстро и за закрытыми дверями, тогда как проверка подписей независимых кандидатов длилась часами. В доклад включен рассказ Ильи Яшина о том, как кандидатов не пускали в кабинет, где находится ГАС «Выборы», на проверку по регистру избирателей. После проверки у Яшина было выявлено больше всего бракованных подписей из пришедших в тот день трех кандидатов. При этом он отметил, что за время работы операторы физически не могли проверить подписи всех кандидатов. Эксперты «Либеральной» миссии приходят к выводу, что в комиссии могли специально выбирать тех, чьи подписи проверяли полностью, а чьи частично.
«Принятые избирательными комиссиями в Москве решения поставили под вопрос доверие ко всей избирательной системе, включая доверие к системе избирательных комиссий в целом, принятым правилам регистрации кандидатов и их обоснованности. Мы убеждены, что для недопущения подобных ситуаций в будущем в федеральное законодательство должны быть внесены соответствующие изменения», — резюмируют эксперты.
Виталия Чикнаева