В программе Hard Day’s Night — депутат Госдумы, первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она рассказала о том, почему мат не является частью российской культуры и она выступает против него.
Катаев: Ведь мат это часть русской культуры, вы тоже не можете это отрицать.
Драпеко: Это не часть русской культуры. Это часть, безусловно, русского языка, но табуированная часть русского языка.
Катаев: Кем? Государством?
Драпеко: Табуированная народом.
Катаев: Нет, государством.
Драпеко: Церковью.
Желнов: У нас церковь отделена от государства. Как может церковь влиять на табуирование языка?
Драпеко: Это правда.
Катаев: Это личное дело каждого, ругаться матом или нет, ставить спектакль с матом или нет.
Драпеко: Ну если вы сейчас при мне начнете ругаться матом, то скорее всего, вы пострадаете, потому что я не позволяю в своем присутствии никому матом ругаться.
Катаев: У нас сейчас интеллигентный разговор, а не спектакль. А спектакль может отражать жизнь.
Драпеко: А спектакль, театр, это храм, между прочим, искусство. Катаев: Это жизнь же.
Драпеко: Никакая не жизнь.
Сурганова: А кино?
Драпеко: Театр это смоделированная ситуация, поэтому он две с половиной тысячи лет и жив, что он рассказывает нам о нас.
Катаев: Вот именно.
Драпеко: Моделирует ситуацию и учит нас, как нам выходить из трудных ситуаций, что делать. Об этом вся мировая драматургия.
Желнов: Правильно ли я понимаю, что вы категорически против легализации мата?
Драпеко: Я против того, чтобы нарушать табу. Культура вообще есть система табу. Культура изначально это система табу на это, на то, на пятое и на десятое, в том числе и на матерные слова. Пожалуйста, если вам позволяют дома, ругайтесь.
Катаев: Если режиссер хочет отразить реальную жизнь, например, в российской провинции, без этого не обойтись.
Желнов: Люди же на этом языке говорят.
Драпеко: Как это все обходились на протяжении тысячелетий? А сегодня не могут обойтись? Это такой режиссер!
Катаев: Вы против отражения реальной жизни в искусстве? Вы против? Против cinema verite, против настоящего кино?
Драпеко: Да!
Катаев: Только должен быть храм и искусственно сделанные вещи?
Драпеко: Нет. Я считаю, что искусство это умение разговаривать с людьми на достойном их языке.
Катаев: Это же выбор зрителя.
Драпеко: Я не хочу, чтобы со мной разговаривали на таком языке, так же, как большинство граждан Российской Федерации.
Желнов: Ямпольская, ваш руководитель в комитете, пригласила Сергея Шнурова, как вы тогда отнеслись к Сергею Шнурову в собственном комитете?
Драпеко: Мы хорошо к этому отнеслись, потому что и такие позиции мы тоже хотим слышать. Мы хотим слышать страну, и тогда мы понимаем соотношение вещей, потому что закон это общественный договор. Это договор о мире, что вот это можно, а это не можно.
Желнов: Так вы понимаете, что позиция Сергея Шнурова, если вы хотите слышать страну, гораздо более популярна, чем позиция о храме искусства, которую вы сейчас озвучиваете.
Драпеко: Позицию Шнурова мы выслушали.
Желнов: Вы как раз в меньшинстве сейчас, а не в стране.
Драпеко: Почему?
Желнов: Потому что страна живет языком, в том числе, Сергея Шнурова, а не храмом культуры и искусства.
Драпеко: Страна не живет этим языком и не хочет жить этим языком.
Желнов: Как не живет? Елена Григорьевна, вы видели клипы группы «Ленинград»?
Драпеко: Да.
Желнов: Прошу прощения, которые переваливают за сто миллионов, за пятьдесят миллионов просмотров. Там есть мат, и это очень популярные видео.
Сурганова: Точнее, там был мат, пока его не запретили.
Желнов: На ютубе он есть, в интернете он еще есть. Вы же видели эти ролики, которые отклик вызывают?
Драпеко: Не будет мата, даже не мечтайте.
Желнов: Не будет?
Драпеко: Мата не будет.
Катаев: Не дадите? А мы-то размечтались.
Драпеко: Только мы разрешили в литературе…
Катаев: А как же свобода, Елена Григорьевна? Свобода художника? Опять ограничиваете?
Драпеко: Свобода есть осознанная необходимость. Ищите краски, не рисуйте дерьмом.
Катаев: Хорошо.
Драпеко: Найдите краски, которыми вы сможете выразить свои художественные представления.
Желнов: Ищите краски, не рисуйте дерьмом, это уже хороший заголовок.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС