Люблинский суд Москвы слушает дело «Нового величия» — компанию молодых людей, в том силе, двух несовершеннолетних девушек, обвинили в создании экстремистской организации и посадили в СИЗО. Организацию, по сути, создал, и написал устав, оперативник из ФСБ по имени Руслан Д. Начались протесты, были марши в Москве, девушек перевели под домашний арест, но обвинения сняты не были, и дело дошло до суда. Один из обвиняемых по этому делу молодой человек по имени Павел Ребровский — он пошел на сделку со следствием, признал вину, дал показания и уже получил свои два с половиной года. На этой неделе он пришел в суд и неожиданно отказался от всех своих показаний, и рассказал, чего они ему стоили. Богдан Бакалейко — о поворотах в деле «Нового Величия».
Из разговора с Павлом Ребровским, осужденным по делу «Новое величие»:
— То есть вы говорите, что никто никаких радикальных действий не предлагал: ни поджогов, ни взрывов?
— Нет, там все это следователь наворотил.
Государственный переворот не готовили, бутылки с зажигательной смесью не делали, экстремизмом не занимались. Павел Ребровский, один из двух свидетелей по делу«Нового величия», неожиданно для всех отказался от своих показаний. В апреле он заключил сделку со следствием. По словам Ребровского, ему предложили условный срок, если он признает вину и противоправные действия «Нового величия».
Павел Ребровский: «Все эти показания были даны под давлением, под угрозой 205-й статьи».
205 статья — террористический акт. По нему дают от 10 лет до пожизненного. Это Ребровского напугало, и он согласился на условия следователя. После суда, по его же словам, ему нужно было позвонить в СК и узнать те самые «нужные» показания. Но этого не случилось. Ребровского посадили на 2,5 года. В изолятор следователь к нему не приходил. Поэтому Ребровский попросту забыл показания, которые дал ему следователь.
Павел Ребровский: «Я ж не знаю, что говорить. Я что это выучивал? Выучить наизусть тоже не могу, потому что в изолятор не пропустят».
Позже Павел Ребровский в письме подробно опишет свои показания и просчет следствия.
Из письма Павла Ребровского (орфография и пунктуация автора сохранены):
«Жадность их сгубила, меня посадили, и я никак не мог получить и прочитать эти показания, которые нужны следствию, прокурору и системе. По их мнению, я должен был все выучить у следователя за три часа, продолжать надеяться на условку на апелляшке по приговору и валить ребят, оговаривая и лжесвидетельствуя. Ну коль сами нарушили условия досудебного соглашения, то я все рассказал, как на самом деле было».
Обвинение против «Нового величия» строилось на показаниях двух свидетелей. Одним из них был Ребровский. Второй — Рустам Рустамов. Его должны были допросить в среду. Но этого не произошло. Прокурор заявил, что Рустамов не пришел в суд. Хотя многие его там видели.
Дмитрий Павликов, отец Анны Павликовой: «Рустамова я видел перед входом. Я стоял курил. Подъехало с ним два еще человека. Он был в черных очках, и я с ним поздоровался. Он посмотрел на меня, но не ответил ничего. Он был в черных очках, такой худенький. Это он был, потому что я рядом с ним сидел, когда были слушания в Дорогомиловском суде».
Рустамов так же, как и Ребровский, пошел на сделку со следствием. Только Рустамову действительно дали условный срок. По мнению адвокатов, обвинение могло специально не пустить Рустамова на допрос, чтобы он так же, как и Ребровский, не отказался от своих показаний.
Максим Пашков, адвокат Марии Дубовик: «Вот эта фраза, что он не явился, делайте выводы сами. Если человек, похожий на Рустамова, скорее всего, не могу утверждать, находился здесь, и его не допросили, сославшись на его неявку, то судите сами».
А Ребровского снова вызывают в суд для дачи показаний. С этим решением категорически не согласны адвокаты. Ведь в понедельник на вопрос судьи, есть ли еще вопросы к свидетелю, обвинитель сказал своё финальное нет.
Максим Пашков, адвокат Марии Дубовик: «А что будет, если Ребровский придет в суд и скажет то же самое, что сказал позавчера? Тогда как? Ребровского будем допрашивать в третий раз, четвертый, пятый — до нужного результата?»
Сестра другого фигуранта дела «Нового величия» Анны Павликовой Анастасия рассказала, что в понедельник после допроса Ребровского она увидела, как Павел шепотом просит о помощи: «Он смотрел на меня и губами шептал: „Помогите, мне крышка“».
По мнению адвоката Максима Пашкова, на Ребровского продолжат давление. Он и Рустамов — это всё, что сейчас есть у обвинения. Да и то их показания не раскрывают состава преступления в деле «Нового величия».
Фото: Михаил Почуев/ТАСС