Президент Владимир Путин провел 17-ю «Прямую линию». Она началась в 12:00 и длилась более четырех часов. Путин упомянул, в частности, дело Голунова, мусорные протесты, ответил на недовольство зарплатами и тарифами ЖКХ.
Основательница фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер попросила Путина декриминализировать антинаркотическую статью для медицинских работников, которые боятся использовать опиоидные анальгетики. Путин выступил против либерализации антинаркотического законодательства, поскольку «угроза слишком велика». Он также выразил надежду, что все виновные по делу Голунова будут найдены.
Вопросы, касающиеся интернета, задавали блогеры. Основатель паблика MDK Роберто Панчвидзе спросил о законе о неуважении к власти. Путин отметил, что он направлен на борьбу с оскорблениями символов государства. «Никто не имеет права злоупотреблять нормой для того, чтобы ограничить людей в праве критиковать действующие власти любого уровня», — сказал он. Дмитрий Пучков («Гоблин») предложил ввести уголовную ответственность за распространение фейков. Амиран Сардаров («Дневник Хача») задал вопрос о суверенном интернете, а заодно пригласил Путина в свой гастробар попробовать шаурму. Путин отметил, что закон призван обеспечить суверенность интернета и возможность бесперебойной работы в случае, если его отключат от глобальных серверов. Он подчеркнул, что «речь не идет об ограничениях в интернете».
Путин отметил, что мусор — большая проблема, которая возникла не вчера. По словам президента, этой проблемой никто не занимался десятилетиями.
Роста тарифов на мусор, по его словам, не избежать, но «нужны видимые результаты». Президент напомнил, что есть программа по переработке мусора, в ее рамках будет построено 200 комплексов по переработке мусора. На это направят 300 миллиардов рублей: 1/3 — из бюджета, остальные деньги выделит бизнес.
По словам президента, количество внеплановых проверок уменьшилось. Для обеспечения дополнительного контроля предлагаются разные меры, в том числе «зеркальный» реестр, в который будут вносить информацию «проверяющие и проверяемые»: кого, кто и когда проверял. Информация из него будет отправляться в прокуратуру.
На вопрос об арестах бизнесменов Путин ответил, что злоупотреблять этой мерой пресечения нельзя, особенно в сфере экономических правонарушений. Главная проблема, по его словам, — бесконечное содержание под стражей. Нужно шире использовать практику с выходом задержанных под залог.
Статья об организации ОПГ, по словам президента, активно используется, но ее нужно проработать на экспертном уровне, потому что под преступное сообщество можно «подвести совет директоров любой организации, где кто-либо замечен в нарушении закона».
На вопрос, нужно ли помириться с западными странами, Путин ответил: «Мы ни с кем не ругались». По его словам, с 2014 года Россия недополучила около 50 миллиардов долларов, Европа — 240 миллиардов, США — 17.
Санкции помогли России, по словам президента, «включить мозги». В рамках импортозамещения развиваются направления, в которых «раньше не было компетенций». Президент считает, что в случае примирения с западом кардинально для России ничего не изменится. Он упомянул Китай и политику сдерживания, которая используется в отношении него.
На вопрос о финансировании армии Путин процитировал пословицы: «Хочешь мира — готовься к войне» и «Тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». После этого он заметил, что Россия лишь на седьмом месте в мире по расходам на вооружение и расходы сокращаются.
Владимир Путин выделил три основных проблемы здравоохранения: доступность «первичного звена» медицинской помощи, дефицит специалистов по конкретным направлениям и лекарственное обеспечение. Президент отметил сокращение амбулаторных отделений в 18 регионах, в том числе в Краснодарском крае, Чечне и Кировской области. Путин признал дефицит кадров и назвал ключевой задачей повышение заработной платы.
Средства на льготные лекарства выделяются из федерального и регионального бюджета. Проблема — в региональных властях, которые не вовремя проводят аукционы, также нет «налаженной системы информации».
Первое уголовное дело после жалобы президенту завели в Челябинской области еще накануне «Прямой линии». Жители села Варна пожаловались на сложности с переходом железнодорожных путей на станции Тамерлан. Как сообщается на сайте Следственного комитета, дело возбуждено по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиях безопасности. В Челябинской области завели дело по факту обращения об опасном переходе железнодорожных путей. В трех регионах во время «Прямой линии» начали доследственные проверки.
В московском районе Люблино полицейские разогнали жителей, которые хотели записать обращение к президенту. В нем они хотели пожаловаться на точечную застройку и действия сотрудников правоохранительных органов.
Перед «Прямой линией» в Приморье начали операцию по выпуску косаток, которые с 2018 года содержались в «китовой тюрьме».