Корреспондента «Медузы» Ивана Голунова задержали по подозрению в сбыте наркотиков в крупном размере. У него в рюкзаке и дома нашли пакеты с мефедроном. Журналист заявил, что вещество ему подбросили, руководство «Медузы» — что Голунову угрожали из-за готовящегося расследования. Полиция опубликовала фотографии обысков, некоторые из которых были сделаны не в квартире Голунова.
Голунова задержали днем 6 мая. Сообщалось, что он шел на встречу с источником, но позднее журналист Илья Васюнин рассказал, что встреча была назначена с ним. Задержание произошло в районе 3-го Колобовского переулка рядом с Цветным бульваром, говорится в протоколе допроса журналиста (копия есть в распоряжении Дождя). К нему подбежали двое молодых людей в гражданском, один из них схватил Голунова за руку. На вопрос, кто они, мужчины ответили: «А ты не догадываешься? Уголовный розыск». На журналиста надели наручники, подъехала машина, за рулем которой находился Акбар (фамилия не называется).
Полицейские достали из кармана штанов журналиста мобильный телефон и потребовали его разблокировать. Он отказался.
Они приехали в УВД по Западному административному округу Москвы. Голунова привели в комнату, где находился понятой в марлевой маске. Заходившие сотрудники здоровались с ним за руку, один из них сказал: «Привет, Сергей, болеешь, что ли?» Затем пришел второй понятой. Голунов говорил полицейским, что ему нужно известить родных, а также связаться с адвокатом, на это ему отвечали, что адвокат пока не требуется. После этого журналисту объявили о досмотре, на что он заявил, что отказывается в нем участвовать без адвоката. Ему напомнили про возможность принудительного допроса.
Полицейский снял с Голунова куртку, у него забрали сумку, осмотрели карманы. Задержанного попросили раздеться. Дальше начали досматривать сумку. В протоколе отмечается, что все это время Голунов следил за ней, но мог «на какой-то момент упустить». В большом отделении сумки лежали книга и ежедневник, а сверху сверток «с чем-то разноцветным внутри». Голунов сказал, что сверток не его. Прямоугольный пакет достали из сумки.
В протоколе сказано, что «после обнаружения первого пакета сотрудники полиции другие отделения рюкзака досматривали менее внимательно». После досмотра пакет упаковали в конверт и опечатали. Голунов отказался подписывать протокол, так как в досмотре не участвовал адвокат. Журналист утверждает, что увидел пакет в первый раз и он ему не принадлежит. Он также отметил, что на него оказывалось психологическое давление: «Обзывали меня гомиком».
В момент освидетельствования, когда Голунов снова попросил вызвать адвоката и схватился за стул, его начали тянуть за руки, он упал и ударился левой частью головы об ступеньку. «Я оцарапал правую кисть правой руки, когда меня тащили. Внизу лестницы я лежал на земле, меня волокли и Максим надавил мне ногой на грудь. Другой сотрудник по имени Максим ударил меня кулаком в щеку», — приводятся в протоколе слова журналиста.
Сотрудники правоохранительных органов также отказались провести смывы с рук и срезы ногтей для того, чтобы проверить, трогал ли журналист наркотики.
Baza опубликовала фотографии, якобы сделанные во время обыска в квартире Ивана Голунова. На них — пакеты с неизвестным веществом, колбы, весы и записки с цифрами. Позже они появились на сайте ГУ МВД — там заявили, что по месту проживания подозреваемого нашли три пакета и сверток с порошкообразным веществом, а также весы.
Адвокат Голунова Дмитрий Джулай сказал «МБХ Медиа», что не знает, настоящие ли эти фотографии: «Иван пояснил, что, когда его привезли к дому, в момент обысков, до того как войти в квартиру, он 20-30 минут находился с полицейскими в машине. При этом сотрудники выходили из машины, а ключи у него изъяли при задержании, то есть у полиции была возможность зайти в квартиру и сделать там все, что угодно».
Журналист «Русской службы Би-би-си» Илья Барабанов сообщил, что в квартире была сделана лишь одна фотография — с загранпаспортом. Ему об этом сказал сосед Голунова.
После этого МВД отдельно подчеркнуло, что фотографии были сделаны в съемной квартире подозреваемого при его личном досмотре в присутствии понятых.
Добавлено. Позже МВД подтвердило, что только одна фотография сделана в квартире Голунова. Остальные девять были сделаны во время «оперативных мероприятий и следственных действий по пресечению деятельности группы лиц, занимающихся сбытом наркотиков в Московском регионе». На связь с ними проверяется задержанный, добавили в ведомстве.
Иван Голунов — один из главных российских журналистов-расследователей. В последние годы он работал в «Медузе», до этого сотрудничал с «Ведомостями», РБК, «Слоном», Forbes и с Дождем. Он писал о ритуальном рынке в России, микрофинансовых организациях, которые обманом лишают жилья должников, утилизации мусора, ритуальном рынке, миллиардах вице-мэра Москвы Петра Бирюкова (он уделяет особое внимание теме коррупции в московской мэрии) и на другие темы.
Основатели «Медузы» Галина Тимченко и Иван Колпаков заявили, что Голунова преследуют из-за его журналистской деятельности. По их словам, во время работы над новым текстом корреспонденту поступали угрозы.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле только узнали о произошедшем. На вопрос о том, может ли это быть провокацией, Песков обратил внимание на опубликованные «МВД фото из дома».
Глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал, что запросит информацию о задержании Голунова и будет следить за ситуацией. Глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов направит письма в МВД и прокуратуру, сообщает «МБХ Медиа» со ссылкой на члена СПЧ Екатерину Винокурову.
«Открытые медиа» со ссылкой на два источника в мэрии Москвы пишут, что задержание журналиста стало неожиданностью для столичный властей. Мэр города Сергей Собянин обратился к начальнику ГУ МВД по Москве Олегу Баранову с просьбой взять под личный контроль расследование дела и «максимально объективно разобраться».
Некоторые коллеги задержанного обратились к его знакомым, чья информация может быть полезна для его освобождения. «Все, у кого есть информация с кем он встречался, чем занимался и прочее. Все его передвижения, созвоны в этот злополучный день. — написал в телеграм-канале главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов. — Счет идет на часы, без шуток. Чем быстрее будет информация, тем больше шансов что-то изменить. Первые сутки всегда критические, надо чтобы до суда по мере пресечения была максимально полная картина. После будет намного сложнее» (пунктуация автора — прим. Дождя).
Профсоюз журналистов и работников СМИ опубликовал открытое письмо с требованием немедленного освобождения Голунова и предоставления материалов следствия журналистам. Они также призвали выходить на одиночные пикеты к главкам МВД. В Москве он начнется у Петровки, 38, в 18:00.
Обновление. В представительстве Евросоюза в России заявили, что внимательно следят за делом Голунова. Там выразили надежду на соблюдение принципов справедливого судебного разбирательства и верховенства закона.