В конце апреля рыбаки заметили в океане у берегов Норвегии белуху с камерой GoPro и обвесом с надписью «оборудование Санкт-Петербурга». Местные ученые предполагают, что животное принадлежит российскому ВМФ. Военные моряки, вероятно, действительно приручают и тренируют морских млекопитающих — Дождь рассказывает, с каких пор и зачем.
Военные начали тренировать морских млекопитающих еще в советское время. Если работы и ведутся сейчас, то, скорее всего, они засекречены. При этом в 2016 году министерство обороны разместило на сайте госзакупок тендер на поставку в Севастополь пяти дельфинов-афалин. Тренировка этих животных в Крыму активно велась до распада Советского Союза.
Использовать морских млекопитающих в военных целях первым предложил дрессировщик Владимир Дуров. В 1915 году он написал письмо в штаб Российского императорского флота, в котором описал потенциальные боевые способности тюленей. Военное министерство заинтересовалось предложением. За три месяца обучили 20 животных — они легко находили под водой муляжи противокорабельных мин и помечали их буйками. Однако вскоре тюлени погибли, предположительно, их отравили иностранные агенты. Программа была забыта.
Позже исследовать дельфинов и отдельных видов китов для использования в военных целях начали американцы. В 1958 году нейрофизиолог Джон Каннингем Лилли объявил в Пентагоне о том, что китообразные могут быть полезны при поиске боеголовок ракет, а также мин, торпед, субмарин и спутников; также их можно обучить разведке и несению патрульной службы на кораблях и подводных лодках. Среди прочего, предлагалось использовать дельфинов как подрывников. В 1962 году в США была запущена специальная Морская биологическая программа ВМС. Под ее нужды открылась база по подготовке дельфинов и морских львов в Сан-Диего в Калифорнии.
Советский военно-морской флот не отставал: аналогичный научно-исследовательский центр был открыт в 1965 году в Казачьей бухте Севастополя. Начальником стал командир отряда разведчиков в годы Великой отечественной войны капитан 1-го ранга Виктор Калганов. Десятки лет база и исследования были засекречены. Официально ученые должны были исследовать «эффект Грея» у дельфинов, то есть способность млекопитающего плавать в десять раз быстрее, чем позволяет мощность его мышц.
«Океанариум должен был решить проблемы, которые возникли при строительстве атомных подводных лодок. Нужно было изобрести такую методику, при которой при меньшей мощности двигателя они развивали бы большую скорость и были малошумными», — рассказал РИА Новости Александр Жданов, который возглавлял севастопольский океанариум в 1986-1990 годы.
Дельфинов для исследований отлавливали в открытом море. Для тренировок подходит самый крупный их вид — афалина. Животные плавали в гидродинамическом канале, а их движения записывались на камеру. В 1970-е изучение быстрого плавания прекратили, но проект не закрыли. В те годы американцы начали использовать боевых дельфинов во Вьетнаме, и главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков поручил развивать данное направление в советских войсках. «Мы начали сразу работать по трем направлениям: поиск и спасение (помощь водолазам при их работе), поиск мин и борьба с диверсантами», — рассказал Александр Жданов.
После развала Советского Союза океанариум передали Министерству обороны Украины. Дельфинов начали использовать в коммерческих и медицинских целях – например, для лечения детей-инвалидов. Это позволяло зарабатывать деньги на содержание животных. В 2012 году Украина возобновила подготовку боевых дельфинов, а в 2014-м на базе океанариума была сформирована российская воинская часть. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова бывших сотрудников, «учреждение получает новое оборудование и возрождает научную базу».
Боевые способности тюленей в советское время исследовались в Мурманске. В 1984 году на базе Мурманского морского биологического института (ММБИ) открыли отдел, который занимался созданием полусекретного полигона для разработки методов подготовки боевых морских млекопитающих. Среди подопечных учреждения были морские львы и котики, дельфины-афалины, белухи, серые и гренландские тюлени, кольчатые нерпы и другие животные. Работы по созданию полигона возглавил командующий Северным флотом адмирал Иван Капитанец.
С развалом Советского Союза работа с тюленями не остановилась. Как писал «Огонек», сейчас служебные тюлени живут возле города Полярный, где базируется Северный флот.
Полигон для работы с животными расположен на мысе Тоня, там обитают девять ластоногих. Два раза в день они тренируются, а в остальное время отдыхают и используются в фундаментальных научных исследованиях. На обучение животного уходит полтора года. Сначала их учат подпускать к себе людей, надевать сбрую с поводком, крепить аппаратуру и забираться в ящик. Потом каждому из тюленей находят «свое дело»: например, осматривать трубопроводы с камерой на спине или подавать инструменты специалистам, работающим в воде.
По словам замдиректора по науке ММБИ РАН Дмитрия Ишкулова, у тюленей есть преимущество перед китообразными — они могут жить сразу в двух средах, в воде и на суше. А вот роботы, по мнению специалистов, их точно не заменят. «Никаких адекватных аналогов-роботов пока не существует. Тренировать животное трудно, но зато потом тот же тюлень может работать 20-30 лет. Но главное преимущество тюленя в том, что он умеет думать и может принимать самостоятельные решения в зависимости от обстановки», — сказал «Огоньку» завлабораторией биотехнических систем ММБИ РАН Александр Зайцев.
В советское время белух тренировали преимущественно в Приморье. Тихоокеанский флот организовал военный океанариум в закрытой бухте Витязь в Хасанском районе. Он открылся в начале 1980-х. Сначала здесь пытались работать с дельфинами, но не получилось. Японское море для афалинов оказалось слишком соленым, животным резало глаза, они плохо видели. Тогда ученые взялись за белух.
«Молодых белух ловили в Амуре и везли сюда. Животные готовились по двум программам. Одна — цирковая, для показа начальникам, высоким гостям. Мы их туда и возили. Вторая программа — противодиверсионная. На белуху или сивуча надевали приспособление вроде пики. Они должны были пронзить диверсанта. Еще одна задача — поиск затонувших торпед», — рассказал VL.ru контр-адмирал в отставке Вячеслав Козловский.
По его словам, высшее начальство думало о строительстве на полуострове Гамова резиденции президента, а для охраны его водных границ использовать белух. После распада Советского Союза океанариум передали управлению экологии министерства обороны РФ, но к 1998 году он прекратил существование.
Используются ли морские млекопитающие в военных целях сейчас, сказать сложно — эта область окружена мифами. Как рассказал «Огоньку» Александр Зайцев, подобные работы обычно не афишируются: «Конференции по „служебному“ использованию морских животных в мире не проводятся. Как правило, это полусекретные работы, и каждая страна предпочитает держать эти секреты при себе».
В Норвегии предполагают, что обнаруженный рыбаками кит может быть связан с российской военно-морской базой в Мурманске. В отделе информационного обеспечения Северного флота (Североморск) Дождь попросили обратиться за официальным комментарием в ВМФ. Собеседник при этом отметил, что в подразделениях Северного флота морских животных не содержится.