На этой неделе главное культурное событие и культурный шок одновременно — пожар в Нотр-Даме. Главный символ Франции был в секунде от полного исчезновения. Шпиль разрушен, но собор все-таки устоял. Впереди — многолетняя реконструкция и сотни миллионов долларов, которые на это уйдут. Но в этом и есть Франция: нация сплотилась и объединилась после такого потрясения. Так совпало, что в эти апрельские дни в прокате можно посмотреть сразу три громких французских фильмов об этой силе, воле и идентичности. О них и рассказывает Денис Катаев в новом выпуске.
Первый фильм — самый актуальный, это «Синонимы» Надава Лапида, победитель Берлинского фестиваля. В этой картине Нотр-Дам появляется дважды, а в одной из сцен герой его со злости даже в шутку расстреливает.
«Синонимы» — про тотальную свободу, про свободу от предопределенности, про личный выбор. Про то, что границы существуют лишь в головах, а все зависит от личного выбора человека. Эта общая свобода — следствие природы человека. Все по Жан-Жаку Руссо, который писал в своем «Общественном договоре», что первый закон этой самой свободы — самоохранение, и как только человек вступает в пору зрелости, он уже только сам должен судить о том, какие средства пригодны для его самосохранения, и так он становится сам себе хозяином.
Таким хозяином жизни в одночасье становится он — главный герой этого фильма Йоав, который в одним момент сбегает из Израиля, где был военным, во Францию в надежде стать настоящим французом, порвать все связи с родиной. В Париже он таким естественным и свободным и появляется в самом начале — абсолютно голым в чужой пустой квартире.
Примерно тоже самое в свое время проделал сам режиссер, покинув Израиль и переехав в Париж, поэтому для Лапида этот фильм, безусловно, исповедь, попытка личного высказывания и прощания с прошлым. Точно также Йоав выдавливает из себя израильтянина со всей этой военщиной, всеми возможными способами пытается изобрести нового элегантного француза в ярком пальто со всеми присущими ему атрибутами, который страстно заучивает синонимы, чтобы не прослыть туристом. Ему не нужна Эйфелева башня и Нотр-Дам, ведь это все не для истинного француза. Зато он находит настоящих друзей — французов, которые его приручают. Он очаровывает всех окружающих своей манящей внешностью и дикой сексуальностью.
Стоит отметить магическую игру исполнителя главной роли Тома Мерсье. Но, попав в вожделенный свободный мир, он сталкивается с суровой реальностью и своими проблемами, клише и зашоренностью. Израильский милитаризм наталкивается на французскую прагматичность, тот же самый кондовый патриотизм, забюрократизированность. А французом придется становится в маленькой комнатке с дыркой в стене, поедая каждый день одну и тоже пасту с томатным соусом, сделанную из худших продуктов самого дешевого супермаркета Парижа для клошаров. Но ладно бы только это, еще он рискует попасть в израильское гетто и узнать, что местные евреи и вовсе бегут в Израиль.
А чтобы стать французом, придется в это во все влюбиться — даже в тупость бюрократических органов, где топорно распевают Марсельезу вместе с национальными гимнами. Вот одна из запоминающихся сцен. Где будущих французов учат родину любить.
Но не стоит искать в «Синонимах» гиперреализма. В первую очередь это все-таки гротеск, сатира, карикатура, местами в стиле Charlie Hebdo — очень едкая, но точная. Местами дико смешно. Скорее, это даже фантасмагория. Благодаря живой камере зрители как будто смотрят на эту жизнь мигранта его же глазами, чувствуют это изнутри, всеми органами — и повторяют вслед за героем все эти синонимы. Пытаются поверить в чудо, но вновь наталкиваются на алчность, порочность, цинизм и предвзятость.
Франция не рай на земля, по сути ничем, в итоге, от Израиля не отличается. Это очень актуально и для России, для многих стран с тяжелым историческим прошлым и претензиями на глобальную экспансию и исключительность. Свои Наполеоны и Сталины продолжают повелевать умами.
«Синонимы» — они про ту самую оппозицию личного и государственного, про попытку вырваться из кандалов повелевающего тобой общества. «Синонимы» — это честный, очень яркий, как пальто героя, призыв к самосохранению назло внешним преградам. А еще это дико чувственное и сексуальное кино, потому что оно про естественность, про естественность быть собой.
Следующий фильм тоже вокруг собора — но другого, собора имени греха и падения. «По воле божьей» — это новый фильм Франсуа Озона, который выходит в прокат также на следующей неделе, как «Синонимы». Он тоже из программы Берлинале, где получил Гран-при жюри. Здесь про вечную тему для католиков — скандалы, связанные с педофилией среди священников. Озон перерабатывает реальную историю в свойственный ему остросюжетный напряженный триллер.
В 2017 году католического священника Бернара Прейно из Лиона обвинили в растлении несовершеннолетних прихожан. По его собственному признанию, их было 13, свидетели заявляли о более чем 70 жертвах. Судебный процесс разворачивается во Франции прямо сейчас. Страна в шоке.
Известный стилизатор и провокатор Франсуа Озон переработал этот сюжет в свою пользу: сделал из этого заманчивый детектив-расследование, где в центре внимания поместил жертву, а вокруг посеял много загадок, еще немного черного юмора. Все основано на реальных событиях и документах — Озон вообще хотел снять документальный фильм, но художник внутри победил. В итоге Озон снял кино, по его собственному признанию, про уязвимых мужчин.
Таков и главный герой — успешный образцовый католик, буржуа с пятью детьми, который из того детского переживания не может по сути двигаться, жить полноценной жизнью, смотреть в глаза детям после такого. В фильме действуют еще несколько персонажей, объединенных в движение «Свободное слово», которое пытается вскрыть преступления прошлого, освободиться от страхов и прекратить возможные трагедии в будущем. Слабый здесь и тот самый насильник — заключенный под стражу священник, больной человек, обреченный на вечные страдания, без права на покаяние.
По сути, это кино Озона чем-то напоминает недавний фильм про «Неверленд» или голливудскую детективную драму «Центр внимания». Но Озон не документалист, он все-таки намного ближе в данном случае к Альмодовару с его «Дурным воспитанием» или перверсивным драмам его любимого Фассбендера. Ему важен не сам скандал, не то, на чьей стороне правда, а хрупкость человеческой души. Что позволяет одному быть жертвой, а другому — насильником? Как так происходит? Порок окутывает всех. Мужчины тоже плачут, потому #metoo — оно для всех, не только для женщин. Мужчинам еще тяжелее копить все это внутри, когда за их спиной такие святыни.
У Озона получилось камерное высказывание, скорее, театральная постановка с юридическими тонкостями, важная пьеса, которая подошла бы для «Театра.doc» или «Практики». Как кино, это может смотреться странно, но посмотреть все-таки очень важно.
Еще одна премьера — новый фильм от Клер Дени «Высшее общество», уже в прокате. Режиссер отправляет всех далеко и подальше от всех выше озвученных проблем — в космос. Таково ее предчувствие конца и отпущение всех грехов человечеству. Получилась фантастическая провокация с участием Роберта Паттинсона и Жюльет Бинош в главных ролях.
В прошлом году на фестиваль NET привозили спектакль известного швейцарского режиссера Кристофа Марталлера «Мы берем это на себя». По задумке, там на космическом корабле собрались мошенники, грешники, нечестные священники и коррупционеры. Вот и здесь тот же ход: на борту ее корабля — команда молодых мужчин и женщин, преступников, приговоренных к пожизненному заключению.
В их числе молодой человек, который добровольно отказывается от любви и интимных отношений — его и играет Роберт Патинсон. Но у него появляется дочь, которая, возможно, все и поменяет в этом космическом маршруте. При этом мы не знаем ничего о прошлом этих героев, чем их грех. Это и не нужно, ведь их история, коллективная или личная, разворачивается здесь и сейчас, и, кто знает, возможно, в будущем среди звезд. Все относительно — их долгая преступная жизнь, возможно, бесконечная и относительная. Но то, что происходит в настоящем, — максимально откровенно и возможно даже провокативно.
«Высшее общество» — кино неоднозначное, резонансное, местами претенциозное, но все-таки очень любопытное и артистичное. Это такая мастеровитая реконструкция классических фильмов о космосе, когда идеалы разрушены. «Космическая одиссея» Кубрика, «Солярис» Тарковского — конечно, главные референсы. По признанию режиссера, в Германии, недалеко от павильона, где проходили съемки, был пруд с плакучими ивами, и она думала о «Сталкере». Все это стимулировало воображение.
Но, с другой стороны, это совсем другое кино — очень современное, несмотря на возраст режиссера. На такое высказывание с выплеском спермы в космос не способны даже многие мужчины. «Высшее общество» — концептуальный трансгуманистический творческий акт и эксперимент, по радикальности сравнимый с запуском Лайки в космос. Только Дени запускает людей, которых давно пора отправить туда, в иную реальность. Только там возможно отпущение грехов.
Ведь в конце концов задача та же — самосохранение, а это возможно только в таких стерильных и лабораторных условиях. Задача этой космической тюрьмы — воспроизводить человеческий род назло порокам. Это фильм о безумном и отчаянном желании остаться в вечности. Чтобы девочка главного героя превратилась в светлого рыцаря будущего, которая всех спасет. Это кино дарит надежду, которую в итоге все равно порождает любовь, страсть и возбуждение. Те самые естественные инстинкты настоящей свободы и невесомости бытия.
18 апреля открывается 41-ый Московский международный кинофестиваль. Как всегда — главное внимание на параллельные программы, там показывают много хороших арт-фильмов. Так совпало, что среди показов много французских.
Фильм-открытие и вовсе называется «Император Парижа» — историческая костюмированная драма про легендарного французского преступника XIX века Эжена Франсуа Видока.
Из программы «Русский след» обратите внимание на фильм «Тайны Анри Пика». Здесь главное — исполнитель главной роли, один из главных французских актеров современности Фабрис Лукини, ради него и стоит идти на этот сеанс. Здесь и проявляется во всю его комедийный талант. Лукини играет редактора, который находит в бретонской библиотеке рукопись неизвестного автора, которая тут же становится бестселлером. Но автор романа, производитель пиццы Анри Пик из Бретани, умерший два года назад, по словам его вдовы никогда не написал бы ничего, кроме списка покупок. Вот именно это и предстоит расследовать героям этой увлекательной детективной истории.
Далее — фильм из синефильской программы Петра Шепотинника «8 с половиной фильмов», которую никогда не стоит пропускать. Там все фильмы стоящие. Среди них свежая картина актуального французского автора Оливье Ассаяса «Нон-фикшн», опять же с Жюльетт Бинош в главной роли. Ассаяс — бывший кинокритик, а теперь режиссер очень стильных, концептуальных и вызывающих картин, которые будоражат. К нему стоит присмотреться — он из тех, кто не боится показаться странным, смешным и непонятным. Внутри его картин всегда происходит что-то тревожное и жутко психологичное, настоящий психоанализ. Здесь в центре сюжета тоже издатель, который не может приспособиться к ритму времени, а потому профессиональный кризис, который переходит в конфликт уже семейный. В фильме очень много разговоров, саспенс гарантирован.
В программе Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было», в котором по концепции — все фильмы редкие, премьерные, те, которые вряд ли покажут в России по разным причинам. Кино молодое, смелое, витальное и продвинутое — вот что здесь показывают. Например, французский эксперимент, фильм «Аут». По форме — это тот же screenlife, жанр, который сейчас всячески продвигает продюсер Тимур Бекмамбетов. «Аут» — это такой скрин-акт в поддержку ЛГБТ, который составлен из множества видео, размещенных в интернете самими молодыми гомосексуалами, бисексуалами, лесбиянками и транссексуалами. Как обещают создатели, он дает возможность изнутри пережить переломный момент признания в своей нетрадиционной ориентации, после которого интимная и общественная жизнь человека меняется навсегда. В общем, снова момент исповеди, вся правда от первого лица.
А из всегда интересной программы Андрея Плахова «Эйфория наваждений» можно обратить внимание на фильм Дени Коте «Антология города-призрака». Это очень талантливая мистификация от канадского режиссера Дени Коте, снятая на олдскульную 16-миллиметровую пленку. Жизнь в заснеженной деревушки Квебека замирает после смерти молодого человека в автокатастрофе. Настоящий Твин Пикс — заснеженные пейзажи, таинственные существа, странные поступки и скрытные обитатели. Странности и неожиданности. Практически братья Стругацкие с их отелем у погибшего альпиниста. Смотреть всем любителям скандинавских детективов.