Бывшего министра открытого правительства Михаила Абызова задержали по подозрению в хищении четырех миллиардов рублей и создании преступного сообщества. Дождь собрал реакции на задержание Абызова.
По сведениям источника «Интерфакса», правоохранительные органы выманивали Абызова в Россию, поскольку в настоящий момент он проживает в Италии. Еще один источник агентства утверждает, что Абызова «выманили» из-за границы под предлогом дня рождения одного из коллег.
Политолог Андрей Колядин в эфире Дождя назвал дело против Абызова «очень резонансным». «Думаю, так называемые „системные либералы“ в правительстве принимали участие в обсуждении его судьбы. Чубайс, насколько я понимаю, приглашал его в Россию для обсуждения его судьбы дальнейшей. Абызов проживал в Италии и не собирался приезжать в Россию, опасаясь, что против него будут проводить подобные действия. Обычно такие задержания согласовываются с руководством страны, с правительством. Думаю, те основания, которые были предъявлены и Медведеву, и Путину, послужили причиной, разрешение на задержание Абызова было получено. Видимо, это была серьезная документация», — сказал Колядин.
Президент России Владимир Путин заранее знал о задержании Абызова. Об этом сказал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Олег Осипов сообщил, что глава правительства «в курсе» ситуации с Абызовом. Также он сказал, что дело против него не связано с его работой в правительстве. «Речь идет о его коммерческой деятельности», — сказал Осипов. Он добавил, что у партнеров Абызова были «претензии» к нему.
Андрей Нечаев, бывший министр экономики, входил в экспертный совет правительства: «То, что Михаил Абызов опасался такого развития событий — это известно, поэтому он, собственно, уехал в Италию. Но видимо он решил, что миновала беда, раз он вернулся в Россию. Об этом я знаю из прессы и от общего круга знакомых. В обвинениях смущает утверждение, что была поставлена под угрозу энергетическая безопасность нескольких регионов — это такой сильный тезис, его надо доказывать. И кроме того, насколько я знаю, Абызову исторически принадлежал контрольный пакет „Новосибирскэнерго“, которая затем трансформировалась в „Сибирскую энергетическую компанию“, у которой он якобы похитил деньги. То есть если он и украл, то в первую очередь у самого себя», — сказал Нечаев в эфире Дождя.
Олег Вьюгин, профессор Высшей школы экономики: «Обвинение мне непонятно. Возникает вопрос, что именно похитил, как похитил. Сейчас есть некое описание картинки. Думаю, задержание Абызова не повлияет на политический или экономический климат в России», — подчеркнул Вьюгин в эфире Дождя.
Расследование ФБК о вилле Абызова в Тоскане и работе его компаний в Новосибирской области вышло в марте 2017 года.
Алексей Навальный: «Бывшего министра Абызова задержали спустя пару лет после нашего расследования о нем. ФБК работает лучше любых спецслужб».
Леонид Волков: «Про Абызова офигеть, конечно, новость. Он герой наших расследований и жулик; его позорное „Открытое правительство“ делало совсем ничего ровно шесть лет, отклонив все инициативы, под которыми собирались подписи граждан».
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин назвал обвинения в адрес Абызова «чудовищными». «Это человек, которому было в правительстве доверено создавать благоприятные условия для развития бизнеса, привлечения инвестиций. Но по развитию малого и среднего бизнеса, несмотря на значительные финансовые вливания со стороны государства, результат остался все тот же», — сказал Рябухин.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный счел дело против Абызова «продолжением государственной антикоррупционной политики». «Результат этой политики заключается в том, что сегодня мы видим, что закон един для всех, что неприкасаемых нет независимо от погон, должности, звания или другого социального статуса», — сказал Выборный.