Центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» проанализировал закупки, которые госорганы совершали у единственного поставщика по распоряжению президента или правительства. В 2017 году таких контрактов заключили на 418 миллиардов рублей — в большинстве случаев, согласно выводам «Трансперенси», они доставались компаниям, связанным с органами исполнительной власти или с людьми, близкими к президенту и членам правительства.
Президент и правительство имеют право назначать единственного поставщика закупок согласно статье 22 закона «О контрактной системе». Четкие границы этого права в законе не обозначены, поэтому «Трансперенси» называет этот пункт «лазейкой», которая позволяет связанным с властью компаниям выигрывать госконтракты на миллиарды рублей.
«Трансперенси» обнаружило, что по распоряжению Владимира Путина с единственным поставщиком заключали контракты на доставку поздравлений ветеранам Великой Отечественной войны и на содержание Приморского океанариума, по распоряжению правительства — контракты на космические аппараты для «Роскосмоса», поставку обуви для МВД и доставку пианино для Минпромторга.
Большинство контрактов с единственным поставщиком заключили со структурами, подведомственными органам власти, которые выступают посредниками — они закупают товары по более низким, чем в контракте, ценам и получают прибыль за счет разницы. Например, ФСИН закупает лекарства и медицинские изделия у холдинга «Нацимбио» (дочерняя структура государственного «Ростеха», которую «Трансперенси» называет монополистом). По всем контрактам со ФСИН «Нацимбио» выступил посредником и приобрел заявленные товары у частных поставщиков по более низким ценам, заработав на этом более 84 миллионов рублей.
Другим примером неконкурентных контрактов «Трансперенси» называет договоренности Федеральной таможенной службы (ФТС) с «Крокус Интернешнл» Араса Агаларова. В рамках соглашения России и Киргизии ФТС заключила с «Крокусом» контракты на реконструкцию пропускных пунктов на границе двух стран и на поставку оборудования в ветеринарные лаборатории. Работа именно «Крокуса» особо прописана в соглашении правительств — участие этой компании было условием России, в Киргизии этот выбор объяснить не смогли. «Трансперенси» отмечает, что рынки, о которых идет речь в этих контрактах, конкурентные, однако подряды отдают одной компании. Какие обстоятельства повлияли на это решение, «Трансперенси» неизвестно, однако центр отмечает, что в 2017 году таможенную сферу курировал бывший вице-премьер Игорь Шувалов, которого называют другом Араса Агаларова.
В результате расследования «Трансперенси» обратится в Госдуму, министерство финансов и Счетную палату России с просьбой лишить президента и правительство права назначать единственного поставщика госзакупок и «неограниченно вмешиваться в закупочную деятельность».