Главное событие этой недели — премия «Оскар», награды будут вручать 24-го февраля, в ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени. Денис Катаев отобрал самые знаковые фильмы, которые точно не останутся без награды — то, на что точно стоит обратить внимание. Заодно попробуйте угадать, кто возьмет «Оскар» — и выиграйте трехдневный тест-драйв нового Cadillac Escalade.
Первый фильм — Vice («Власть») Адама МакКейя, который выходит в российский прокат 21 февраля. Это политическая драма получила восемь номинаций на премию, включая самые престижные: за лучший фильм, режиссера и актера. Кристиан Бэйл уже с «Золотым глобусом» за роль Дика Чейни, самого сильного вице-президента в истории США. Как он пришел власти и как за нее держался — об этом «Власть», основанная на реальных событиях.
Это фильм про то, как закалялась сталь. О том, как бывший пьяница и раздолбай Дик превратился в железного человека Чейни, который навсегда изменил ход истории, будучи в тени президента Буша-младшего. Не обязательно быть на виду — бойтесь молчаливого человека, который нанесет свой последний удар неожиданно и коварно. Вот главный посыл картины.
В начале пути он именно так и действовал, держал рот на замке, делал, что должно, был преданным и наблюдал. Но как только представился случай, он превратился в холодного и расчетливого вершителя судеб, для которого даже бывшие учителя — пешки в игре на выживание. Вице-президент Чейни — самый главный ястреб, «серый кардинал» Белого дома, практически кардинал Мазарини, который отвечал за все самое жесткое в администрации Буша и всегда просчитывал на несколько шагов вперед. Он хитро и даже по закону построил свою абсолютную исполнительную власть и доказал, что пост вице-президента не пустое место, а вице-президент не тот, кто дожидается, пока умрет президент.
Вторжение в Ирак, уничтожение лидеров исламских фундаменталистов, секретные тюрьмы ЦРУ, пытки и насилие над заключенными в Гуантанамо — далее по списку. Но фильм этот гораздо сложнее, не просто про зло во власти, он как раз про ту самую неоднозначность всех этих поступков и дуализм власти. Ведь быть прямолинейным тираном он не хотел, даже от кандидатуры на пост президента отказался в свое время ради рождения дочери. Потому выгоднее и правильнее для него было быть на вторых ролях, так эффективнее, особенно при таком президенте, как Буш.
Его беспощадное уничтожение террористов — попытка защитить американцев. По его логике, чтобы те спали спокойно. Его праведный гнев — а кто, если не он? «Какой теракт вы готовы еще простить этим людям», — вопрошает он прямо в камеру. Но, с другой стороны, сразу же всплывают иракские контракты Halliburton — нефтяной компании, с которой он был аффилирован.
Идеология — тоже не все однозначно. Ради дочери, которая призналась в своей гомосексуальной ориентации, он готов поскупиться республиканскими принципами и не выступать против гей-браков. Человеческое ему не чуждо. И даже железное сердце на деле оказывается очень слабым, которому требуется пересадка. А для этого требуется конкретный человек, конкретное сердце, которое вроде бы всегда для такого человека было пешкой и разменной монетой, — сердца он давил беспощадно — а теперь оно потребовалось ему самому.
В фильме достаточно таких оппозиций, чтобы нарисовать противоречивый портрет жестокого бюрократа. Все это, конечно, местами тривиально и достаточно банально. Зла и сатаны в чистом виде не бывает. Потому главное достоинство фильма — актерский состав. В роли жены главного героя, Линн Чейни, Эми Адамс, которая тоже рушит стереотипы молчаливой и верной супруги. Раздолбая и недотепу Буша-младшего, очень карикатурного, сыграл Сэм Рокуэлл, а Стив Карелл сыграл Дональда Рамсфелда, самого бессердечного персонажа, даже на фоне Чейне — кстати, его учителя. И, конечно, приз стоит дать Кристиану Бейлу, в первую очередь, которого не узнать в роли вице-президента. Он снова набрал ради роли, побрился, сыграл Чейни-человека. То ли вице-, то ли порочного грешника — так переводится слово vice.
Не обойдут точно академики стороной и фильм «Звезда родилась» Брэдли Купера, у него тоже восемь номинаций. В качестве локомотива — Леди Гага, которая наверняка получит свой «Оскар».
Этот фильм сразу стал фаворитом гонки похлеще «Фаворитки». Все-таки это легковесный ремейк культовой картины 37-го, уже третий по счету. Правда, у душераздирающей музыкальной кантри-мелодрамы тут же появились гораздо более конъюнктурные конкуренты, о которых чуть позже, потому шансов на престижные призы практически нет. Только лишь Леди Гага может рассчитывать на статуэтку — или приз за лучшую песню Shallow.
Далее два варяга в битве за «Оскар». Эти фильмы одновременно фигурируют в номинации за лучший фильм на иностранном языке, но еще и претендуют на главные награды, в том числе за лучшего режиссера и лучший фильм. Обе картины черно-белые. Одна из конкурса Канн, другая — из Венеции. Одна — польская история, другая — мексиканская. Но обе — такие голливудские, потому что режиссеры теперь уже связаны с англоязычным кинематографом. Первая картина — «Холодная война» Павла Павликовский, за который режиссер должен получить свой «Оскар».
Эта война — элегантная, камерная, но при этом масштабная история взаимоотношений интеллигентного дирижера и своенравной провинциальной певицы после окончания Второй мировой, которая тянется десятилетиями на фоне исторических катаклизмов. Но Павликовский проходит вскользь по политическим противоречиям, его главный фронт — противостояние двух главных героев, которые вроде бы не могут друг без друга, но и вместе никак не получается. Их сердцам не хочется покоя. Взаимные обвинения, разлуки и любовь до смерти — их легкость бытия. Эту песню точно не задушишь не убьешь, никакие запреты и границы ей неподвластны. Это надгосударственное образование. Эта «Холодная война» — про людей, которым суждено быть вместе, но они отчаянно не способны на это.
Другой претендент — Roma Альфонса Куарона — режиссера, у которого уже есть свой «Оскар» за «Гравитацию». Теперь он попытается повторить успех с более приземленной камерной, опять же драмой. Режиссер возвращается в Мексику 70-х, то есть время своего детства. Рома — это не Рим и не имя, это название квартала в Мехико, где он вырос. Там и разворачивается размеренное и довольно подробное действие картины. Привычная жизнь благополучной семьи трещит по швам во время подготовки к празднованию Нового года, причем со всех сторон. Дом из-за серии драматических событий рушится сверху и снизу, под ударом не только хозяева, но и прислуга, глазами которой мы и наблюдаем за происходящим. Этот уголок нестабильности — такой универсальный микрокосмос бытовых трагедий. Куарон довольно дотошно, как под микроскопом, рассматривает каждую трещину, заставляя зрителя с головой погрузиться в жизнь этих людей. Это фильм-наблюдение и фильм-переживание с огромным трагическим потенциалом. Казалось бы, перед нами типичное бытописание, но именно оно оборачивается прорывным высказыванием в прустовском духе. Частный сюжет неизбежно разрастается до глобальных масштабов, тем и трогает каждого смотряшего академика. Есть шанс и на главный приз.
А главный претендент на победу в документальной номинации — фильм c названием в виде аббревиатуры RBG. Расшифровывается это так — «Рут Байдер Гинзбург», так зовут самую знаменитую судью Верховного суда в США за всю историю, и эта фигура уже залог успеха и вероятной победы.
Рут Гинзбург не просто либеральная икона Америки, она еще и главный еврейский судья в стране, заметная фигура, символ и икона, у которой очень много поклонников в стране, особенно среди демократов. Гинзбург назначили на должность в Верховный суд по предложению президента США Билла Клинтона в 93 году. В конце июня 2018 года она заявила, что будет занимать свой пост по крайней мере еще пять лет.
Она — вторая женщина-судья Верховного суда в истории США, которая сумела прорваться через шовинизм и скептицизм мужского юридического мира. Она — олицетворение феминизмам и борьбы за равноправие, в том числе отстаивала право на однополые браки, выступает против смертной казни. Вот ее цитата и девиз: «Через свои мнения и выступления я стараюсь показать, как неправильно судить людей по внешним признакам — по цвету кожи или тому, мужчина это или женщина». Вся история Америки отражается в ее биографии, а значит — и в этом фильме. В ней сошлось все — и гендерная повестка, и борьба за права меньшинств. Это кино — очередной анти-Трамп манифест.
Главный «Оскар», скорее всего, достанется «Зеленой книге» Питера Фаррелли, у которого одни тузы в колоде. И черная повестка, и талантливый Махершала Али в одной из главных ролей, хотя он претендует на награду за роль второго плана, — и снова ее, скорее всего получит. Он получил два года назад свой «Оскар» за роль в фильме «Лунный свет».
«Зеленая книга» — это real story путешествия джазового пианиста Дона Ширли, его и играет Махершала Али, и его водителя и охранника Тони Липа, за которого Виго Мортинсен, по нетолерантному югу США в 62 году, в ходе которого они пользовались так называемой «зеленой книгой». Это такой путеводитель, в котором были указаны безопасные места для афроамериканцев места.
«Зеленая книга» — что-то на грани комедии и остросоциального памфлета. Режиссер Питер Фаррелли, автор знакомого фильма «Тупой еще тупее» — и он снова снимает роуд-муви, путешествие двух незнакомых людей, как тогда, но теперь построенное не на гэгах и тупых шутках, а на серьезных вопросах взросления, статуса и национальной идентичности, так важной для современной Америки эпохи Трампа. «Зеленая книга», как и «Зеленая миля» когда-то, рассказывает историю классической американской дружбы, то есть фактически американской мечты, только, как принято сегодня, выстроенной не на гендере, а на чистом чувстве. Между белым простаком и темнокожим эстетом возникает нечто большое, чем социальные различия и законодательные ограничение. То, что позволяет отпраздновать вместе Рождество и получить заветный «Оскар».
Но всем этим планам не суждено сбыться, если вмешается в прямом смысле «темная лошадка» фестиваля. Марвеловская «Черная пантера» угрожает прецедентом в истории американской киноакадемии. Уже тот факт, что экранизированный комикс про супергероя в списке лучших фильмов — событие. Если победит, о чем многие шепчутся, — будет скандал.
Фото: Mario Anzuoni