15 февраля сооснователь инвестиционного фонда Baring Vostok Майкл Калви и еще трое сотрудников компании были задержаны по делу, связанному с конфликтом вокруг банка «Восточный». Все они арестованы до апреля. Заявление на Калви написал сотрудник ФСБ, следствие считает, что речь идет о хищении более 2,5 миллиардов рублей. Многие участники рынка сомневаются в виновности инвестора и предполагают, что это часть корпоративного конфликта.
«Из открытых источников я вижу, что речь идет о неправильной оценке акций, а это очевидно хозяйственный спор, который должен решаться в гражданском правовом поле. Уголовное право здесь совершенно ни при чем. Никаких арбитражных исков, как я понимаю, банк „Восточный“ к Baring Vostok не подавал, и ситуация пока что выглядит сомнительно», — написал Титов в колонке для «Ведомостей».
Омбудсмен назвал арест Калви «использованием уголовного давления для решения корпоративного конфликта». «Вмешательство силовиков в хозяйственную деятельность — острейшая проблема, которая обсуждается годами. Решить ее до сих пор не смогли ни уже упомянутый мной Верховный суд, ни Генеральная прокуратура, которая неоднократно указывала на недопустимость вмешательства правоохранителей в гражданско-правовые споры», — отметил он.
В пресс-службе Титова Дождю сообщили, что руководство Baring Vostok официально обратилось за помощью к омбудсмену с жалобой на «незаконные действия правоохранительных органов в отношении партнеров и сотрудников», а также нарушение прав шести членов руководства фонда, в том числе Калви, при избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. В компании заявили, что уголовное преследование осуществляется в интересах акционера «Восточного» Артема Аветисяна.
«Я давно знаю Майкла Калви как порядочного и честного человека, много сделавшего для привлечения инвестиций в страну, для развития экономики и высокотехнологичных компаний», — сказал Греф, заявление которого распространила пресс-служба Сбербанка. Он привел в пример компании, в которые инвестировал фонд Baring Vostok: «Яндекс», «Озон», «Тинькофф». «Не зная сущности обвинений, очень надеюсь, что правоохранительные органы разберутся и это окажется недоразумением», — добавил он.
«Мне трудно представить, чтобы Майкл [Калви], да и вообще кто-то из Baring Vostok делал что-то неприличное или незаконное. Они всегда были стандартом приличности и законности для рынка», — цитирует Воложа РБК. Бизнесмен отметил, что Baring Vostok, выйдя из капитала «Яндекса» в 2016 году, действовал «умно и деликатно» и не добивался контроля над компанией. По словам Воложа, фонд не вмешивался и в операционную деятельность других компаний, помогая в основном с корпоративно-юридическим устройством.
Бизнесмен рассказал «Ведомостям», что знаком с Калви больше 20 лет и «не встретил более профессионального и честного инвестора в Россию». «Майкл искренне любит Россию и всегда ее защищает за пределами, борясь с мифами и стереотипами о моей стране. Мне крайне жаль, что такое случилось. Мне трудно комментировать это по существу, я не в теме, но я верю Майклу», — сказал бизнесмен.
Услышал, что я поручился за Калви. Пока еще нет. Другие уважаемые люди уже предложили поручительство. Но хочу обратить внимание, что явно не выполняется установка Президента не арестовывать по экономическим составам. Оцениваю эту конкретную ситуацию как чрезвычайную для экономики
— Алексей Кудрин (@Aleksei_Kudrin) 18 февраля 2019 г.
Дмитриев был одним из первых, кто заявил, что готов лично поручиться за Калви. «Он сделал очень многое для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а также помог становлению многих российских компаний», — сказал он. Дмитриев добавил, что дело ему непонятно.
Данилянц рассказал The Bell, что создал в фейсбуке группу, где предложил другим участникам рынка подписать письмо в поддержку Калви и передать его Владимиру Путину. Отправить письмо планируют 19 февраля через общественную приемную президента. По данным издания, среди тех, кто согласился его подписать, основатель и гендиректор The Untitled Ventures Константин Синюшин, партнер RB Partners Артем Даббах и эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский.