Зубово-Полянский районный суд Мордовии освободил 70-летнего Владимира Квачкова из-за декриминализации 282-й статьи. В 1990-х Квачков служил в Главном разведывательном управлении, после увольнения в запас работал научным сотрудником Центра военно-стратегических исследований Генштаба. Квачков стал фигурантом дел о покушении на Чубайса и попытке организации вооруженного мятежа.
В марте 2005 года на пути следования бронированного автомобиля главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса из подмосковного поселка Жаворонки сработало взрывное устройство. Несколько человек обстреляли кортеж. Чубайс не пострадал.
По делу о покушении арестовали Квачкова, а также сына бывшего министра печати Ивана Миронова и военнослужащих ВДВ в отставке Роберта Яшина и Александра Найденова. По версии следствия, нападение совершили на почве «экстремистских взглядов» и из-за личной неприязни к Чубайсу. Присяжные дважды выносили Квачкову оправдательный приговор — в 2008 и 2010 годах.
«Я не хотел убивать Анатолия Борисовича Чубайса, но я желал бы, чтобы он предстал перед судом и его повесили бы», — говорил Квачков в интервью «Эху Москвы» в 2008 году, назвав Чубайса «национальным изменником и предателем».
На следующий день после выхода из СИЗО, 23 декабря 2010 года, Квачкова снова задержали. В феврале 2013 года Мосгорсуд приговорил его к 13 годам колонии по делу о попытке организации вооруженного мятежа. Позже срок снизили до восьми лет.
По версии следствия, Квачков вместе со своими сторонниками из «Народного ополчения Минина и Пожарского» (организация признана террористической) собирался захватить военную часть в Коврове Владимирской области, а также здания силовых ведомств. Затем мятеж планировали провести в других городах. Целью, по версии обвинения, должен был стать захват власти в стране.
Согласно обвинению, мятеж планировали организовать в конце июля — начале августа 2010 года. «В это время мы ходили в суд по покушению на Чубайса трижды в неделю», — отмечала адвокат Квачкова Оксана Михалкина.
Квачков — кандидат военных наук. Михалкина называла обвинения пересказом его книги «Главная спецоперация впереди», признанной экстремистсткой.
В 2017 году Квачкова, уже отбывавшего наказание, признали виновным в возбуждении ненависти по отношению к евреям за публикацию видеообращения из колонии. Защита настаивала на отсутствии состава преступления — в распространенной записи не было слов «евреи» и «иудеи». К основному сроку Квачкова прибавили еще полтора года.
После частичной декриминализации статьи об экстремизме Квачкова освободили от наказания. Ожидается, что он сможет выйти из колонии 19 февраля.