В новом выпуске программы на DW «Немцова. Интервью» — замгоссекретаря США Андреа Томпсон. Она обвинила Россию в нарушении договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), развязывании новой гонки вооружений и угрозе безопасности Европы и США. С Жанной Немцовой они поговорили о российско-американских отношениях и вопросах международной безопасности, а также о том, в каком случае США приостановит свое участие в ДРСМД.
2 февраля истекает срок ультиматума, предъявленного Москве госсекретарем США Майклом Помпео. Тогда Вашингтон дал 60 дней России на возвращение в рамки договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). По утверждению США, Россия нарушает его уже более пяти лет.
Срок ультиматума истекает уже очень скоро. Каковы шансы, что США выйдут из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности?
— 15 января я встречалась в Женеве с моим российским коллегой, заместителем министра иностранных дел (Сергей Рябков — Ред.), чтобы обсудить эту тему. К сожалению, мы никуда не продвинулись. Ответ России таков — они продолжают нарушать договор. Если Россия не вернется к соблюдению договора до второго февраля, мы намереваемся приостановить наши обязательства по договору. Я была в НАТО на прошлой неделе, проинформировала Североатлантический совет (САС) и получила полную поддержку от генерального секретаря и наших партнеров.
— Вы говорите не о выходе. Вы называете это приостановкой. В чем различия?
— Как мы и говорили, мы приостановим свое участие на шесть месяцев, в течение этого времени Россия может вернуться в рамки договора. Но это освобождает нас от обязательств, так что мы сможем заниматься исследованиями и разработкой систем, аналогичных тем, которые сейчас поставлены Россией на вооружение.
— Что это за ракетная установка, которой теперь якобы обладает Россия и которая нарушает действие договора?
— Это SSC8 по классификации НАТО и США, Россия знает, что это за система (в российской классификации — ракета 9М729. Претензии к ракете 9М729 заключаются в том, что она способна летать на расстояние больше 500 километров, что противоречит ДРСМД. Россия это отрицает. — Ред.). Мы встречались с ними и предъявляли им информацию разведки, доказывающую, что эта система нарушает условия договора. Мы вновь и вновь говорили им о датах тестовых испытаний, о местах, откуда были проведены эти запуски.
— Россия в свою очередь обвиняет в несоблюдении договора Вашингтон, аргументируя это тем, что США установили систему ПРО в Румынии, и там есть ракетные установки, которые нарушают договор. Это правда?
— Они не правы. Россия — единственная страна, которая не перестает поднимать этот вопрос. Другие участники договора — партнеры по НАТО и союзники — продолжают говорить, что США остаются в рамках ДРСМД. Мы неоднократно представляли факты и информацию, подтверждающую это.
— А может ли Россия проверить, что эти пусковые установки соответствуют договору или у нее нет такой возможности?
— Право нерегулярно проверять системы другой стороны не прописано в договоре. Но, повторюсь, мы предоставили им данные разведки, космические данные, — всю ту информацию, что и нашим партнерам. Но они продолжают свою демагогию и пропаганду. Это смешно. Мы пытаемся понять причины, по которым они маскируют свои нарушения. Но мир видит это мошенничество.
— Вы говорите о проверяемости фактов. В ДРСМД есть положение о специальной комиссии по проверке. Она существует?
— Существует. Мы соблюдаем этот договор и выполняем свои обязательства. Мы созываем совещания и продолжаем встречаться с нашими техническими экспертами, как того требуют условия соглашения. Дело не в том, что дверь закрыта — дверь открыта, но именно Россия продолжает нарушать договор и не чувствует этого. Я говорила им (российской стороне — Ред.), что это не система исследований или разработок. То, что уже есть, существует не в лаборатории. Это даже не испытания на полигоне. Это поставленные на вооружение подразделения. Введены в эксплуатацию в войсках, укомплектованы солдатами и оснащены системы, которые могут ударить по Европе, по нашему партнеру.
— Возможно, выход США из договора соответствует нынешним американским национальным интересам? Я обращаюсь к интервью господина Болтона российской газете«Коммерсант». Он цитировал президента Трампа, заявившего, что для действия договора требуются определенные условия. Одно из них — соблюдение соглашения Россией. И другое — это решение Китая отказаться от ракет, выходящих за рамки договора, хотя Китай и не участник ДРСМД.
— ДРСМД и вся дискуссия вокруг него касается только России. В провале договора в этот переломный момент виновна только Россия.
— Вы, наверное, знаете, что президент Путин в своем послании федеральному собранию в марте 2018 года сказал, что Россия разрабатывает новые типы вооружений. Он также добавил, что у России нет другого выхода, поскольку Соединенные Штаты вышли из договора по ПРО в 2002 году. Опасения Путина оправданы?
— Это не обоснованная дискуссия. Это риторика, это пропаганда, не основанная на фактах. Мы постоянно видим и слышим это. Мы наблюдали это 23 января на имитации показа ракетной системы, и у людей, которые присутствовали при этом, не было возможности задавать вопросы. Это было просто смешно. Россия называет это мерами по обеспечению транспарентности. Я уверена, что большинство профессионалов скажет, что показывать систему в статике — это не доказательство того, что дальность полета ракеты соответствует указанной в договоре.
— Вы считаете, что вооружения, представленные в марте 2018 года, могут восприниматься как потенциальная угроза американской безопасности?
— Я могу сказать, что нарушающие наш договор ракетные установки, уже поставленные на вооружение, — это угроза нашим европейским партнерам и нашим союзникам. И это угроза американцам. У России есть системы с такими возможностями, которые нарушают договор, и у нас есть обязанность защитить наши интересы.
— Вы ожидаете возобновления гонки вооружений с Россией?
— Россия уже поставила на вооружение эти ракетные системы. Так что гонка уже началась. Русские явно нарушают соглашение, и именно они начали так называемую гонку вооружений.