Прямой эфир

Новый эпос Питера Джексона, спектакль для Рыбки и «Красивый мальчик» в кино: что смотреть в ближайшее время

Искусственный отбор
9 063
17:10, 24.01.2019

Денис Катаев продолжает рассказывать про лучшие события из культурной жизни страны и мира. В этот раз — про наркотрафик красивого мальчика, новый док-эпос от создателя «Властелина колец» и спектакль для Насти Рыбки.

Новый эпос Питера Джексона, спектакль для Рыбки и «Красивый мальчик» в кино: что смотреть в ближайшее время

Главная премьера недели — фильм «Красивый мальчик» с Тимоти Шаломи из Call me by your name и не менее известным Стивом Кареллом в главных ролях. На этой неделе стало понятно, что картина не получила ни одной номинации на премию «Оскар». А зря: в итоге в списке много спорных фильм, а этот точно надо было бы включить. 

«Красивый мальчик»

«Красивый мальчик» — это неоднозначный, очень интересный, эмоциональный фильм-переживание, которое скрывается за таким, казалось бы, слащавым названием. Актерский состав тоже сначала может спутать настрой. Стив Карелл, который играет здесь главную роль, больше известен как комедийный актер, его широкая аудитория знает по сериалу «Офис», хоть он играл до этого в таких серьезных драматических проектах, как «Охота на лис». А Тимоти Шаламе только в начале своего пути — он прославился картиной «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино — однако и он здесь уже не просто ванильный романтичный юноша, на лице появляется еще больше эмоций и переживаний. В итоге этот тандем сработал и получился очень психологическим и прорывным. Да и ничего конъюнктурного тоже ждать не стоит — может, потому фильм не получил номинацию на «Оскар». Но «Оскару» по-прежнему важнее быть в тренде — потому Леди Гага и «Черная пантера» в списках, а наши герои нет.

В этой психологической драме на первый взгляд ничего не происходит, но каждый персонаж при этом переживает невероятную внутреннюю борьбу с самим собой и боль. Эта история основана на реальных событиях. В центре сюжета — журналист New York Times Дэвид Шефф, который фактически в одиночку воспитывает в новой семье своего хорошего и красивого мальчика Ника.

У Ника тоже вроде бы есть писательские способности, он человек творческий и талантливый, оттого надломленный и страдающий, но наркотическая зависимость берет его в свои руки. О попытках спасти сына Шефф позже написал свои мемуары, которые и послужили основой этого фильма — фильма не про борьбу с зависимостью, конечно, не этот здесь главный мотив.

«Красивый мальчик» — это прежде всего безутешная одиссея отчаянного отца, который готов на все, чтобы вернуть потерянного сына, которого он знал в детстве. «Красивый мальчик» — это фильм про настоящие, а не семейные скрепы, в неиспорченном понимании, ода безусловной любви, какой может быть только любовь между родителями и детьми. Эта любовь показана здесь максимально открыто с двух сторон. Для отца Ник навсегда останется красивым и хорошим мальчиком, даже после очередного рецидива.

Но способна ли та самая любовь из детства вернуться во взрослой жизни? Что может сделать семья? Эти вопросы ставит в своем фильме режиссер, о котором тоже стоит сказать отдельно. И снова, как и в предыдущем фильме Шаломе, он не «свой», не голливудский, а варяг. Это выходец из Фландрии Феликс ван Гренинген, один из известных фестивальных режиссеров, в копилке у него много наград. Главный его успех — фильм «Разомкнутый круг», за него режиссер приз зрительских симпатий в Берлине и номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

И вот спустя четыре года после того успеха появился его англоязычный дебют, с которым Гренингену помог Брэд Питт, он здесь один из продюсеров. Так что команда что надо. Но главное, что фильм очень красивый и нежный, несмотря на неприглядную, казалось, тематику. Это по-хорошему олдскульное кино с напряжением, накалом страстей и опасностью, которая касается каждого. А еще с отличным музыкальным сопровождением. Это кино вряд ли оставит кого-то равнодушным. Главное социально значимое кино, которое тоже особенно полезно посмотреть именно в России, где в семьях не все ладно, несмотря на материнский капитал и все такое. Важно — просто любить, в любой ситуации.

«Они не состарятся»

Самый важный документальный проект последнего времени, по мнению многих специалистов, включая Леонида Парфенова,  — это фильм Питера Джексона, режиссера «Властелина колец», о Первой мировой. В Москве было всего несколько специальных показов, проката нет, так что торопитесь. Ближайший сеанс в субботу в Центре документального кино на Зубовском и еще парочка до конца месяца в «Октябре». Не пропустите!

В России почему-то забывают об этой не менее великой войне, чем Вторая мировая, где наша страна была активным участником и в результате которой мы понесли огромные потери. Как-то советский писатель Григорий Бакланов в своем произведении «Навеки — девятнадцатилетние» про фронтовиков как раз Великой Отечественной написал в предисловии, что «эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии». Эта строчка может послужить эпиграфом и к фильму Джексона.

Пришло время вспомнить их — безымянных солдат Первой империалистической. Питер Джексон ради этого совершил революцию в кинематографе и снова представляет новый жанр — документальный эпос. Эпос — близкая ему история, но здесь уже никаких выдуманных миров, все максимально серьезно. Он взял реальные документальные съемки, архивные пленки BBC и Имперского военного музея в Лондоне, потом раскрасил эти черно-белые кадры, увеличил кадровую частоту, поэтому картинка перестала напоминать что-то отдаленное и навеки забытое, вот они — как живые, как наши современники, привычное дело.

Таким образом Джексон приближает ту трагедию, делает ее доступной для нас сегодняшних, а тех ребят, реально бессмертным. Этот его фильм и есть могила неизвестного солдата, настоящий памятник той войне. Вроде бы никакого нарратива, но смотришь, а у Джексона снова на деле выходит остросюжетный блокбастер, свойственный только ему. То есть цвет дает не только максимальное приближение, но еще и динамику происходящему. Хроника перестает быть скучным документом и превращается в любопытный материал. Монтажное кино все больше доказывает свои преимущества перед художественным и стандартным документальным. Там право голоса — у реальных героев, тех, кто остался по ту сторону и никогда не станет старше. У нас на этом собаку съел документалист Сергей Лозница, чей последний фильм «Процесс» как раз снят в этом духе. Но Джексон показывает мастер-класс и потому тоже навсегда останется в истории.

«Любовницы»

И главная театральная премьера последнего времени — «Любовницы» в Театре Наций. Это спектакль по книге знаменитого радикального писателя Эльфриды Елинек, Нобелевского лауреата. До этого у нас в стране это произведение на сцене еще не появлялось, да и вообще инсценировать Елинек — это уже вызов, сложно ее переводить и перерабатывать. Особенно в эпоху #metoo и Рussy Riot. В итоге получился очень женский спектакль, режиссер — Светлана Землякова, педагог из ГИТИСа, которая поставила его фактически со своими выпускницами.

Одна из главных звезд — актриса и певица Муся Тотибадзе, которые исполняет несколько раз фирменные народные напевы на радость зрителям и тем самым, возможно, выражает плач современной Ярославны. Несмотря на то, что происходящие на сцене напоминает какой-то анахронизм и что-то неправдоподобное, спектакль точно не выглядит устаревшим и неактуальным.

Книга написана в 75-м про патриархальное общество всеобщего консьюмеризма, где женщины на втором плане и могут рассчитывать лишь на роль успешной жены, матери и домохозяйки при любимом муже. Известная феминистка Елинек таким образом показала порочность и безысходность этого мира. На сцене тоже видно четко сконструированное пространство, фактически клетку, за рамки которой не имеют право выходить главные героини — работница с фабрики Бригитта и деревенская Паула. Их жизнь — шаблон. Муж — дом — дети — семья, равно благополучие. Шаг влево, шаг вправо — расстрел.

Такова заранее заданная обществом формула их успеха, они по-другому не знают, они по-другому не могут, это их горизонт мышления, которое, судя по малой, сцене Театра Наций, не может похвастаться объемами. Так они и мыслят себя, как жертвы, которые сами идут на убой, это их судьба. И неважно, откуда ты, главная, что ты — она. А мужья этих вечных любовниц здесь кто угодно — быдло, хамы, пьяницы, зазнайки, маменькины сынки, помешанные больше на тачках и гаджетах, чем на женщинах, кто угодно, но только не мужчины, потому что они тоже знают, что центр вселенной. Вот она любовь какая.

Против такого мира бунтует Елинек. Этот мир в эпоху радикального феминизма смело возрождает на сцене Светлана Землякова с помощью своих подопечных из ГИТИСа. Одна девушка, ее играет Елена Николаева, с фабрики, ведет свою охоту на электрика из благополучной семьи, ради которого готова чуть ли не убить талантливую соперницу, героиню Муси Тотибадзе. Другая — та, что из деревни, которая когда-то мечтала стать портнихой, за нее Наталья Ноздрина, — бросает все ради вечно пьяного полуковбоя-лесоруба. Про разбитое корыто обеих даже бессмысленно говорить.

Ничего устаревшего в этом во всем на самом деле нет. Посмотрите на инстаграм сегодняшних любовниц и содержанок. Да и вообще, о чем говорить после скандала с Настей Рыбкой. Эта женская предопределенность и заточенность на мужчин никуда не ушла — по крайне мере здесь, в России. Речь, конечно, о массовых патернах поведения. И все это, конечно же, смотрится комично, утрированно, как и в этом спектакле, но имеет место быть.

Землякова выбирает метод ироничной гиперболы, трагикомедии — она намеренно гипертрофирует образы своих героинь, чтобы подсветить их, показать их во всей красе, показать, насколько они смехотворны и беспомощны в этих своих радужных планах быть при муже, а фактически всегда под столом — на кухне или у унитаза. К сожалению, домостроевские уклады никуда не ушли даже в нашем прогрессивном обществе. Об этом с холодной ухмылкой на лице говорят актрисы на сцене вслед за своим режиссером — играют они, надо признать, очень смело. Это спектакль о том, как важно мыслить самостоятельно, как важно избавиться от общественным предпосылок, как важно не быть как все. Чтобы не было «как у людей».