Петербургское издание «Фонтанка» — один из флагманов отечественной расследовательской журналистики — меняет собственника. Виктор Шкулев, президент и совладелец группы компаний Hearst Shkulev, завершил сделку по приобретению контрольного пакета акций интернет-газеты. Дождь поговорил с новым владельцем Шкулевым и главным редактором «Фонтанки» Александром Горшковым о покупке, Евгение Пригожине и о том, как изменится издание.
О сделке
Виктор Шкулев, владелец медиахолдинга Hearst Shkulev: Начиная с дня, когда я получил предложение о возможности купить контрольный пакет «Фонтанки», прошло около полутора лет. Мне казалось это почти нереализуемым проектом, и какие-то признаки того, что этот проект может быть реализован, реально появились только в конце октября.
Александр Горшков, главный редактор «Фонтанки»: Были достаточно непростые переговоры, потому что шло согласование по многим позициям. Мы просто-напросто должны были познакомиться друг с другом, понять, кто как мыслит, рассуждает, и какие цели есть у нас и у предполагаемого партнера. Когда мы поняли, что наши цели, наши задачи, наше видение ситуации в целом совпадают, а собственно говоря, цель главная это развитие проекта, повышение его бизнес-показателей и повышение позиций журналистских на рынке, мы поняли, что нам по пути.
О желании Пригожина купить «Фонтанку»
Шкулев: Я тоже не знаю Пригожина, не знаком с ним, у меня очень много недостатков в знании о том, что происходит в Питере. Здесь много всяких разных закулисных вещей, каких-то очень важных игроков, я, к сожалению, не знаком ни с игроками, и не знаю этого закулисья.
Горшков: Я тоже слышал эти слухи. Непосредственно ко мне ни господин Пригожин, ни другие уважаемые люди не обращались, хотя еще с рядом структур, компаний, людей мы вели переговоры о возможной сделке, но вот успехом увенчалась одна из линий.
О редакционной политике
Шкулев: Я думаю, что, может быть, единственное, добавятся некоторые аспекты, связанные с тем, что в Санкт-Петербурге гораздо более широкий спектр интересов. И есть часть интересов, на которые не обращает внимания «Фонтанка» сегодня в городской жизни: женщины, например, женская тематика, потребительская тематика еще больше, мне думается, требует внимания. Несмотря на то, что «Фонтанка» очень сильна в расследованиях, но и здесь даже есть резервы, связанные с тем, что в городе, не только потому, что кто-то считает Санкт-Петербург криминальной столицей, я сейчас не про это, а я про то, что в жизни всегда очень много самых разных запутанных историй, которые должны быть удостоены внимания журналистов. А коль в «Фонтанке» наработан очень хороший опыт, и реально журналисты «Фонтанки» обладают таким уникальным инструментарием, то нужно продолжать заниматься расследованиями.
Горшков: Редакционная политика в части принципов «Фонтанки», наших подходов к новостям, к расследованиям, к тому, как и о чем мы пишем, «Фонтанка» — это не только оперативное новостное СМИ, но и достаточно острое и не для всех приятное. Мы и не должны быть приятными для всех. В части этих принципов мы безусловно останемся прежними, а в части содержания контент безусловно будет развиваться, становиться еще более разнообразным, чем сейчас. Собственно говоря, так и происходило все время, вплоть до буквально последних дней и недель. У нас в конце прошлого года произошла очередная трансформация, появились новые подразделения, в том числе отдел бизнеса. Это не значит, что до этого «Фонтанка» не писала о бизнесе, писала много, но мы выделили это направление в отдельное производство с тем, чтобы укрепить позиции на рынке в этой части.
О переходе Дениса Короткова в «Новую газету»
Шкулев: Эта история совершенно не связана с этой сделкой. Я думаю, что по этому вопросу нужно обратиться к Александру Горшкову. Что у них произошло на самом деле, я краем уха слышал о том, что готовился какой-то материал, где не совсем добросовестно повел себя Коротков, как по крайней мере по версии редакционной, и в конце концов они решили расстаться.
Горшков: О том, что все-таки сделка состоится, мы сами стали понимать только осенью. Денис ушел раньше, это был его выбор. Я желаю ему большой удачи. В нашей долгой жизни были примеры, когда сотрудники уходили и возвращались, никому не закрыта дорога в родной дом.
О роли администрации Санкт-Петербурга в сделке
Шкулев: Никакой роли нет. Я фамилию Совершаевой только вчера услышал, когда меня начали спрашивать.
Горшков: Я совершенно точно знаю, что Любовь Павловна Совершаева, как и кто-либо из администрации города, администрации президента или администрации Белого дома, не принимала никакого участия в подготовке этой сделки.