Денис Катаев подвел культурные итоги 2018 года. В этом выпуске он рассказал о самых заметных и важных театральных премьерах этого года.
Пятое место занимает лучший на сегодняшний день балет Большого театра — «Анна Каренина» в постановке Джона Ноймайера. Знаменитый хореограф перевез это произведение на главную сцену страны из репертуара своего Гамбургского балета. Такой прогрессивной постановки здесь давно не было.
Большой на высоте. Толстой запущен в космос. Русская культура слилась с мировой. И получилось эффектное представление. Судите сами: Каренин здесь — не просто политик, а фактически кандидат в президенты, с компанией в стиле Обамы, Макрона или самого Навального. А Левин и вовсе стал то ли американским фермером, то ли ковбоем, который с упоением проводит время на ранчо с Китти под душераздирающую музыку Кэта Стивенса и его гитары. Вронский — модный спортсмен а-ля Федор Смолов, правда играет не в футбол, а в лакросс, но главное, что он при этом — звезда светского общества. Местами это и вовсе триллер, переходящий в душераздирающую драму. В общем, это вызов, но такой сильный и безукоризненный, что скорее всего даже отъявленные консерваторы не смогут найти аргументов в защиту русской классики. А еще этот балет получился очень мужским, несмотря на тему и потрясающие женские партии Светланы Захаровой в роли Карениной и Екатерины Шипулиной в роли Долли.
Лучший в опере у нас один режиссер из года в год — это Дмитрий Черняков. Но на родине он уже давно не ставил, поэтому поклонники вынуждены за ним гоняться по всему миру. В этом году было замечено паломничество в Берлин. Там Черняков своей постановкой «Тристана и Изольды» Вагнера открывал отреставрированную историческую сцену государственной оперы. У нашего режиссера получилась как всегда эффектная вещь, которая вызвала бурю восторга не только у наших поклонников, но и у европейского зрителя.
Это масштабная опера Вагнера «Тристан и Изольда», которую он уже ставил в 2005-м в Мариинке, теперь — в Берлине вместе с дирижером Даниэлем Баренбоймом это произведение Черняков в очередной раз переосмыслил. Средневековых персонажей с их любовным напитком он сделал гостями роскошной яхты, которые отправляются в свое последнее плавание. И все максимально не по канонам, с вызовом к консервативной публике, которая и рада оскорбиться. Священный для немцев Вагнер тут передан с особой интерпретацией. Здесь вам не шаблонная история про любовь, а скорее остросюжетная драма про смерть. Да и Тристан здесь — не романтический герой, а светский, как и публика в зале, самоуверенный повеса. Изольда — типичная неуравновешенная неврастеничка. Перед нами (например, как в третьем акте) настоящее раздолье с воспоминаниями и галлюцинациями предсмертного Тристана, который оказывается в своей коммунальной квартире из детства, где появляются призраки его умерших родителей, например. Триумф смерти — так можно еще назвать эту постановку. Герои находятся как будто не на яхте, это все иллюзия, а скорее — на лодке Харона, у которой только один пункт назначения. С этой лодки убежать не получится, потому приходится соглашаться на многочасовые объяснения и признания. Все действие в легкой дымке можно принять за попадание в зазеркалье, в пространство между жизнью и смертью, где находится человек в течение 49 дней, если верить буддистам. В общем, Черняков снова замахнулся на святое. Благо поборники чистоты Вагнера не такие громкие в Берлине, и там нет своих Вишневских, которые могут громко топнуть ножкой.
Главный театральный хулиган, чьи постановки по классическим текстам обычно не оставляют от первоисточника камня на камне на этот раз решил быть паинькой и не отступать от пьесы Чехова. То есть видеопроекции и неоновые декорации — это все, что осталось от фирменного богомоловского стиля на сцене. Он максимально близок к тексту. На нем главный акцент, режиссер интонирует так, чтобы было понятно каждому, кто сидит в зрительном зале, чтобы было без нафталина и отторжения, чтобы зашло. И вот таким образом язык чеховской пьесы на наших глазах становится предельно живым, предельно современным, предельно естественным. А потому предельно понятным. Но Богомолов не был бы Богомоловым, если бы не припас для зрителя разные сюрпризы. В данном случае, например, пригласил на главные роли самых актуальных молодых актрис, преимущественно играющих в кино: Светлану Устинову, Александру Ребенок, Марию Фомину, Софью Эрнст. Из революционных, казалось бы, решений — актриса Дарья Мороз в роли барона Тузенбаха. Но и тут все как надо — Тузенбах же, согласно авторскому тексту, «обабился». Богомолов максимально снял пафос с заезженной постановки — и это главный итог. «Не надо делать таких удивительных глаз, как будто все у тебя в первый раз», — песню, которую поет Мороз за Тузенбаха, идеальный эпиграф к этому серьезному высказыванию.
«Триумф Времени и Бесчувствия» — дебют на оперной сцене, и вот уж точно провокация Богомолова. В соавторы он пригласил барочного Генделя и его ораторию, либретто на которую написал вечный спутник Богомолова — писатель Сорокин. В этом спектакле четыре героя, четверо певцов, которые на вечер должны забыть о своих телах, а только выставить характеры — то есть красоту, удовольствие, бесчувствие и время. Вызывающие и вычурные костюмы Александра Терехова, прогрессивные декорации, пупсы, черепа, скелеты, свечи и аутентичные инструменты ансамбля Questa Musica Филиппа Чижевского сделали свое дело и сотворили фурор. Получилось как всегда полифоничное актуализированное высказывание про наше время. А на сцене в темных и зловещих декорациях Ломакиной нет, да промелькнет тень Чикатило, о себе заявит запрещенный в России ИГ, четверка аллегорий превратятся на время в группу АBBA. Кстати, безупречные приглашенные певцы — все иностранцы — подняли постановку еще на одну ступень выше. Особенно хочется отметить феноменального контратенора из Германии Филиппа Матмана — его красота зашкаливает. Вот в конце года Серебренников поставил свое запутанное, противоречивое и хаотичное в Гоголь-центре «Барокко». В этом «Триумфе» Богомолов тоже проявил свой барочный характер — неспокойный, витиеватый, зловещий, неконвенциональный и немного запретный. Все это про отклонения, которые будоражат и очаровывают.
Год театра открылся под знаком абсурдного и нелепого театрального дела. Однако Кирилл Серебренников как режиссер даже под домашним арестом продолжает выпускать премьеру за премьерой. И его #годтеатраКС намного эффектнее и заметнее, чем унылый официальный. И не только в России. В Цюрихе недавно отгремела его версия оперы Моцарта «Так поступают все женщины». В Гоголь-центре в декабре выпустили новый спектакль – «Барокко». А еще фильм «Лето» в Каннах, потом документальный – «После лета». Я же хочу отметить его новую версию «Идиотов», которые ездили в Авиньон несколько лет назад, а теперь обрели новое звучание как раз на фоне этого кафкианского процесса. И это лучший спектакль года.
Лучшим режиссером года назову Дмитрия Крымова, который ушел в этом году из родной «Школы драматического искусства». Ему стало «душно» в этом театре, поэтому свою театральную свободу он нашел на других площадках. В Театре наций поставил «Му-му», а в МХТ – спектакль «Сережа», свою версию «Анны Карениной». И оба спектакля –— это невероятное театральное волшебство и магия. А еще обе постановки — бенефис главной крымовской актрисы Марии Смольниковой. Она сегодня главная звезда и главная актриса года, конечно.
Хоть сцена и другая, а все-таки это Крымов и его фирменный театр, театр художника. На большую сцену Театра наций он перенёс все лучшие приемы из родной Школы драматического искусства. Получается необычная, но очень узнаваемая история, по почерку близкая к другому резидента театра — Бобу Уилсону. Оба они еще те художники со своим специфическим вниманием к деталям. Но это все-таки вызов для такого камерного мастера как Крымов. Выход на большую сцену — уже работа над собой. Зрительское восприятие и масштабы здесь иного рода, пришлось искать новые ходы и визуальные эффекты. И, похоже, Крымов справился. Внутри, как всегда, — волшебные перевертыши и метаморфозы из подручных материалов. Получилось остроумное высказывание о бессмысленности жертвы. Да и история все-таки человеческая: Муму у него не собачка, а девочка, ее как раз и играет Мария Смольникова, вводя зал в состояние гомерического хохота. Артист Алексей Вертков — уже в роли охотника из тургеневских же записок, самый видный из женовачей, добавляет этой постановке особый шарм. А вообще на каждый крымовский спектакль надо идти как на праздник. Это особая степень удовольствия.
В этом спектакле все смешалось, но не только в доме Облонских, которых здесь в версии Крымова и нет вовсе, но и вообще. Крымов не стремился пересказывать Толстого, у него свое художественное высказывание. Скорее эффектная зарисовка, эскиз или шарж, который начинается как фэшн-шоу, а заканчивается как стенд-ап камеди. Главный герой здесь — Сережа, сын Анны и Алексея Карениных восьми лет, который превращен им радикально в куклу. Но ведь именно такой куклой, невинной жертвой распада семьи, он в итоге и стал. Разменная монета, который постоянно лежал в кроватке со своими няньками и игрушками, а потом незаметно для всех стал юношей. Можно сказать его яркий сон мы и видим на сцене МХТ. Это сын Сережи, который прерывается кошмаром XX века. У Крымова в представлении задействована вся сцена, декорации Марии Трегубовой ходят ходуном, а его театр художника касается здесь самых маленьких деталей, выстрелит даже плафон, висящий на балконе. При помощи Марии Смольниковой Крымов здесь опять же играет со всеми толстовскими образами и клише: если женщина падает, то до конца. В общем, получился очередной эффектный и очень технологичный аттракцион, который местами напоминает фильм Джона Райта по той же «Анне Карениной», где отлажено работает театрализованная машинерия с намеренной бутафорией. Каждый эпизод — игра и модель для сборки, отличная формула театрального искусства, которую выстраивает Крымов.
Главные гастроли года — это спектакль Кристофа Марталера на фестивале нового европейского театра NET –— «Мы берем это на себя». Это музыкальное путешествие от живого швейцарского классика, послание нам будущим и ода человечество. В ходе этого спектакля прощаются все грехи. Ведь он забирает с собой в будущее всех мошенников и грешников, нечестных священников и бизнесменов. Все вместе они оказываются на космическом корабле и веселят нас, дурачатся и исполняют самую разнообразную музыку — от «Летучего голландца» Вагнера до хитов Элтона Джона. Самый легкий, кинематографичный и живой спектакль этого года.