Прямой эфир

Где Шойгу возьмет танки Третьего рейха для храма Минобороны

Здесь и сейчас
9 610
21:11, 25.12.2018

24 декабря широко разошлась новость о том, что ступени главного храма вооруженных сил РФ отольют из трофейной техники вермахта. Это дизайнерское решение придумал министр обороны Сергей Шойгу. А уже на следующий день появилась реакция директора центрального музея Великой отечественной войны Александра Школьника: «Мы не можем никуда ее передать. Трофейная техника у нас есть, но она охраняется государством. Музей же не склад ненужной техники». О главном храме вооруженных сил и его необычной судьбе — Богдан Бакалейко.

Где Шойгу возьмет танки Третьего рейха для храма Минобороны

Режиссер Никита Михалков: То, что у нас нету храма, посвященного в честь Великой победы — это упущение. Особенно сегодня, когда сегодня пытаются нас представить изгоями. Мало того, изгоями — варварами. Оккупантами. Мы, оказывается, оккупировали Эстонию и Украину.

Храм, посвященный Великой победе, в Москве есть, на Поклонной. Никита Михалков имел в виду храм Вооруженных сил, заложенный еще три года назад в парке «Патриот». Зеленые опоры, панорамные окна. Если бы не золотые купола, отличить собор от военной базы или бизнес-центра было бы проблематично.

Урбанист Илья Варламов: В России все, что строит РПЦ — это очень канонично. Попытка такая не выбиваться из традиции. Все суперконсервативно. Там не может развиваться искусство. Мы получаем странные конструкции, как вот этот храм. Это помесь храма, вокзала и теплицы, с точки зрения архитектуры это очень слабо. Это кустарщина внутренняя, которую делали непрофессионалы.

Деньги на собор собирают всей страной. В списке жертвователей и Сергей Шойгу, и тот же Никита Михалков. Также деньги отправили Леонид Якубович, спортсмены Анна Чичерова и Вячеслав Фетисов. К концу года удалось собрать почти два млрд рублей. То ли это слишком много, то ли, наоборот, мало. Но в Минобороны решили переплавить военную технику Третьего рейха, чтобы из неё сделать в храме ступеньки. Этот символ должен объединить всех верующих.

Ученый-библеист, профессор РАН Андрей Десницкий: Наша святыня — это победа. Очень логично. Поэтому недостаточно Христа, недостаточно обычной веры христианской. Нужно еще поверженную технику. Наверно, еще Гагарина надо приспособить как-то — и все это будет возрастать в такую религию, которую можно ли называть православным христианством.

На самом деле, украшать храмы трофейной техникой — распространенная практика в дореволюционной России. Например в Петербурге ограду Спасо-Преображенского собора украсили 123 османские пушки в честь победы в русско-турецкой войне. Но тогда собор строили по свежим следам войны. Нынешний храм откроют к 75-летию победы во Второй мировой.

Историк, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла: Я все-таки привык думать, что государство от церкви отделено. И главных храмов вооруженных сил... Это что-то из периода, когда государство и церковь были едины. Как раз что-то из 19 века. По конституции, государство и церковь отделены.

Впрочем, РПЦ в строительстве военного храма не видит ничего дурного. На закладке первого камня был Патриарх Кирилл. Он же и освятил военный собор.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Разве может человек отдать свою жизнь? Человек за кого-то и даже за родину. Если он слаб духом? Если у него смятение в сознании. Если разрушена система ценности. Он никогда не сможет этого сделать. Он не переступит через свой естественный страх.

А вот в интернете такой храм приглянулся не всем. Это, конечно же вызвало волну мемов и шуток.

Католическая церковь давно экспериментирует с архитектурой своих храмов. Более того, и РПЦ умеет строить интересные проекты, не переплавляя музейной техники. Как, например, Свято-троицкий собор в Париже. Но русской душе кажется больше по-нраву стекло и темно-зеленый военный цвет и победа над врагом.

Ученый-библеист, профессор РАН Андрей Десницкий: Я служил в советской армии. Тогда мне казалось, что-что, а православная церковь не похожа на советскую армию. Чем дальше, тем больше похоже, и мне как-то это очень печально.

Интересна и судьба железной лестницы, которую сделают из трофейной немецкой техники. Из центрального музея Великой отечественной войны передавать её Минобороны не собираются. Это как минимум противозаконно. Но там предполагают, что в расположении армии есть целые кладбища техники времен Великой отечественной, которые каждый год находят поисковики. Скорее всего, именно эти ржавые остовы немецких танков и пушек станут ступеньками в ведомственный храм.