Режиссер Жора Крыжовников рассказывает, стоит ли регировать на низкие оценки на «КиноПоиске», как он определяет успех своих фильмов и что думает про рецензии BadComedian'а.
Шепелин: Странная вещь какая-то совершенно происходила только что полчаса, потому что мы разговаривали с Жорой Крыжовниковым, и ни разу не произнесли такие золотые слова, как «Горько!», «Горько-2!», «Самый лучший день», «Елки», в конце концов. И мы говорили про сериал почти драматический. Зрителям следует напомнить, наверное, что у критиков сложные отношения с фильмами-комедиями Жоры Крыжовникова, которые такие разухабистые, народные, их оценка на «Кинопоиске» где-то ниже пяти. Есть профессиональный зритель Жоры Крыжовникова в интернете, это BadComedian, он же Евгений Батьков, как его называют на телеканале Дождь. И, кстати говоря, просмотров у обзоров ваших фильмов там больше, чем у первой серии «Позвоните ДиКаприо!», которая выложена на ютьюб. Вы сознательно решили сменить жанр от такого простого, который больше ругают, над ним издеваются, ну как это может быть смешным. Или, если бы не предложение ТНТ, вам было бы плевать на это?
Крыжовников: Нет, мне не плевать. Мне просто, извините, смешно. Дело в том, что хочется делать новое, где страшно, и искать некий вызов. Так получилось, что изначально я театральный режиссер, я закончил Российскую академию театрального искусства, курс Марка Анатольевича Захарова, работал в театре. И когда ставил пьесу Островского «Старый друг лучше новых двух», мне показалось, что это кино. И так получилось, что меня эта пьеса привела, это то, что стало «Самым лучшим днем», то есть это по пьесе Островского сценарий написан. И я дальше написал сценарий, начал ходить, познакомился с людьми из BAZELEVS, и они мне предложили снять «Горько!». А мое желание было снять этот «Самый лучший день». И так получилось, что мне пришлось снять два фильма перед тем, как я снял то, что хотел. И получилась некая трилогия, и понятно, что вот этой фактурой провинциальной Островского, это не единственный драматург, который мне нравится, я ею как бы… много времени на нее потратил. И, естественно, любой другой проект комедийный, происходящий в провинции, это уже будет повтор. Я просто уже, честно скажу, я бы не взялся за что-то такое, потому что я уже все.
Болецкая: А как же последние «Елки» тогда?
Крыжовников: «Елки» ― это работа в каком-то смысле техническая. Можно сказать, что я сопровождал этот проект. Он не авторский, это, так сказать, франшиза, я сделал очередную серию. Там никаких моих амбиций не было.
Я снимал «Елки» параллельно с «ДиКаприо», я реально со съемок «ДиКаприо» приезжал на «Елки» и возвращался потом опять в «ДиКаприо». И вот «ДиКаприо» было тем, что мне хотелось делать, а «Елки» ― это такой скорее… Как это сказать? Там были молодые ребята, сценаристы, которых я курировал. Мне хотелось, чтобы их сценарий сняли хорошо и так далее. Я там был креативным продюсером больше, чем автором.
Шепелин: Но от жанра такой народной комедии вы ушли. То есть было у вас желание понравиться аудитории фейсбука, грубо говоря, так же, как аудитории «Одноклассников» нравились вот эти ваши первые фильмы?
Крыжовников: Аудитории фейсбука понравиться? Нет, у меня нет желания понравиться аудитории фейсбука точно, но мне бы хотелось, чтобы мои фильмы смотрели, чтобы нашлась аудитория для моих фильмов. Аудитория фейсбука… Я вам скажу, после выхода «Горько!» как-то и в фейсбуке…
Шепелин: Обсуждали, обсуждали, да.
Крыжовников: Да нет, я вам скажу, что всё очень хорошо зашло. Если почитать рецензии, например, то 19 из 20 будут хвалебными на «Горько!», первую часть. Поэтому у меня как-то с фейсбуком вообще-то не было проблем.
Шепелин: Но низкие оценки «КиноПоиска» вас не волнуют.
Крыжовников: Низкие оценки «КиноПоиска», я вот говорил, это…
Желнов: Это к Лизе. Надо что-то делать.
Крыжовников: Это прекрасный тренинг. Вот ты смотришь на эти оценки, принимаешь их. Замечательно.
Сурганова: Слушайте, а я вот уцепилась за вашу фразу о провинциальности, раз уж мы заговорили об оценках на «КиноПоиске». Мы нередко с коллегами обсуждали, почему смешные, классные, на мой взгляд, фильмы Жоры Крыжовникова не очень любит простая аудитория. И слышала я мнение, что вот они видят пародию на самих себя, на то, что мы такие бедные, простые, провинциальные.
Крыжовников: Это не так. Смотрите, коротко расскажу, вы об этом знаете, но, может быть, вам будет интересно. Дело в том, что, когда ты выпускаешь кино, у тебя есть два механизма получения фидбэка. Первый ― это фокус-группы, это 100, 120, 150 человек, которые смотрят, и глубинное интервью, по каждой сцене пишут свои комментарии. У них спрашивают эти комментарии, записывают. А второе ― это экзитполы, как в политике. Тысячи человек на выходе из зала, опрашивается пять городов: Самара, Нижний Новгород, условно, Краснодар, Красноярск, Москва. И ты получаешь тысячи человек, это статистически важная, как бы не важная, а статистически…
Шепелин: Значимая.
Крыжовников: Статистически значимая, да, величина, где ты можешь получить картину реакции. Поэтому я знаю, что это задокументировано, «Горько!», первая часть, ― 86% посмотревших в кино готовы это рекомендовать, «Самый лучший день» ― 81%. Это экзитполы, то есть те люди, которые решили, пришли и посмотрели.
Шепелин: Как у Путина процент, кстати говоря.
Крыжовников: Да. Поэтому как бы разговор про то, что простые люди… Я его здесь поддержать не могу, я точно знаю зрительскую реакцию тех, кто решил пойти, потому что есть афиша, есть трейлер, человек может оценить, что это по жанру. Есть моя фамилия, если он до этого видел «Горько!», он может себе представить, что это было, это в случае с «Самым лучшим днем». И человек идет целенаправленно.
Поэтому некая хейтерская выборка, или комьюнити, или сообщество, да, внутри них есть четкое неприятие. Но они сами по себе не являются статистически значимым как раз.
Сурганова: Вам кажется, на них повлиял только BadComedian, который раскритиковал ваши фильмы?
Крыжовников: BadComedian помог. BadComedian помог людям, которым не понравилось. Вот представим себе, что такое 15% от миллиона. Это 150 тысяч, правильно? Значит, а нас посмотрело 3,7 миллиона, то есть это как минимум 500 тысяч человек, около того, 500 тысяч человек, которым не понравилось, да. Они слышат какие-то хвалебные отзывы. Они в шоке, да. Тут появляется человек, который проговаривает то, что им не понравилось. Естественно, они к нему приходят, они его смотрят, они его поддерживают.