Премьер-министр Дмитрий Медведев допустил, что в Конституцию России можно вносить точечные изменения ради «актуализации статуса органов власти» или «развития тех или иных прав». Он написал об этом в статье «25 лет Конституции: баланс между свободой и ответственностью». Ее опубликовали журнал «Закон» и сайт правительства.
Он отметил, что эти поправки не должны затрагивать права личности, снижать уровень ее защиты или подрывать основы демократического устройства страны.
Медведев напомнил, что сам вносил в основной закон поправки о продлении срока полномочий президента до шести лет и депутатов Госдумы — до пяти лет, они вступили в силу 31 декабря 2008 года. Он объяснил, что внес их ради «совершенствования системы органов власти».
Премьер считает, что изменения в Конституции могут быть обусловлены вызовами времени, сама Конституция предусматривает механизм ее корректировки, но в принципе она должна быть «вечной», так как в ней прописаны «неизменные устои свободного сообщества свободных людей». Целью основного закона он назвал установление баланса между свободой и ответственностью, без «перекосов как в сторону прямолинейного либерализма, так и растворения интересов граждан в интересах общества и государства».
По словам Медведева, за последние 25 лет была «сформирована система органов власти на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, компетенция которых четко разграничена законом». Он также отметил, что «много было сделано и для создания современной судебной системы».
Теперь, по мнению Медведева, необходимо сделать, чтобы «весь государственный аппарат работал не как вещь в себе», а был направлен «на реализацию принципов современного правового социального и демократического государства». «Драйвером» необходимых перемен он считает судебную систему, которая «имеет особое значение и в системе сдержек и противовесов, которая позволяет избежать сваливания к диктатуре».
«Мы станем свидетелями „эры судов“», — пишет премьер и добавляет, что в результате укрепится не только свобода человека, но и сама судебная власть.
11 декабря председатель Конституционного суда Валерий Зорькин сравнил действующую Конституцию России с BMW или «Мерседесом» последней марки, «потому что там вообще все есть, если присмотреться». Он добавил, что «все зависит от того, кто водитель, какое горючее, какие дороги», и назвал важным, «чтобы на этом автомобиле правильно ехали — тогда будет весь хороший результат».