Прямой эфир

В Калининграде памятник Канту облили краской. Кому мешают немецкие имена в Восточной Пруссии

Здесь и сейчас
942
22:04, 27.11.2018

Памятник Канту на Университетской улице города Калининград облили краской, рядом разбросали листовки. Авторы обращаются к студентам со словами о том, что они учатся «в стенах, носящих имя врага», университет ведь тоже имени Канта. «Откреститесь православным крестом от этого вражьего имени, от немца, народ которого принес нам так много бед», — сообщается в листовке. «Срывайте таблички, вымарывайте чуждое имя из своих документов». Краска, которой был облит памятник, находилась в бутылке из-под коньяка «Старый Кенигсберг». Чуть позже стало известно, что вандалы осквернили и могилу великого философа. Сейчас памятник и могилу уже отмыли от краски. Тему маниакальной дегерманизации обсудили с Татьяной Зиберовой, заместителем главного редактора портала «Новый Калининград».

В Калининграде памятник Канту облили краской. Кому мешают немецкие имена в Восточной Пруссии

Татьяна, добрый день! Скажите, пожалуйста, а вообще понятно, кто это мог бы быть вообще? Вроде бы у Кенигсберга, Калининграда и вообще у восточной Пруссии Кант ― это такой гений места, потому что даже когда в советские годы мы ездили и смотрели на руины Кафедрального собора, где могила Канта, всё равно вот уж где Россия ― это Европа, вот уж где окно в Европу.

Да, это Вторая мировая, да, это вот тот раздел земель, который был, но тем не менее все гордились теми немецкими домами, которые есть в городах, вспоминали, как назывались раньше города: Тильзит и Пиллау вместо Балтийска и Советска. В этом что-то было такое романтическое. Кому это всё  помешало?

Здравствуйте! К сожалению, кто это точно сделал, пока никто сказать не может. Единственное, что у вас немножко устаревшая информация, губернатор всё-таки прокомментировал события и даже высказал некоторые свои версии. Он связал всё это с некими политтехнологами, которые хотят манипулировать общественным мнением, и призвал политтехнологов на это не обижаться. Такая вот одна из версий.

Но вообще вот идея о том, что есть города с довольно такими советскими названиями, напоминающими закрытые территории, где делают ядерное оружие, Светлогорск, Зеленогорск, Балтийск, Советск, да? У них были когда-то прекрасные немецкие названия.

Вообще поскольку по инициативе Мединского аэропорту Калининграда могут присвоить имя Иммануила Канта, может быть, и названия нужно вернуть всё-таки те, прежние, потому что и с Германией вроде никто больше не воюет, и это было бы знаком такого мира, примирения и фактического окончания языковой Второй мировой?

Вы знаете, как таковой на самом деле нет никакой Второй мировой языковой войны, сторонников обратного переименования-то в области не особо много. Все уже привыкли к этим названиям и нормально с ними живут. Да, по привычке называют старыми какими-то именами, но я не думаю, что это как-то связано с нынешним событием и уж тем более с вандализмом в отношении Канта, которым в этом городе не названо… Да всё названо именем Канта, вплоть до алкомаркетов возле дома.

А вот то, что коньяк называется «Старый Кенигсберг», вообще очень много где в торговых марках Кенигсберг существует, это патриотично или нет?

Я не знаю. Да нет.

А вы сами как называете? Вообще у нас когда летят в Калининград, называют «летим в Кениг». Так же, как Питер. Еще, прошу прощения, при Брежневе летали в Питер и вот не так давно летали в Кениг. Вы куда летаете из Москвы?

Я вообще живу здесь.

Когда прилетаете, едете или выезжаете из города, как вы говорите: из Кенига?

Я понимаю, к чему вы ведете. Кениг ― действительно употребляется всё еще в обиходе такое название, и оно, в принципе, никого особо не смущает, кроме некоторых людей, которых на самом деле не особо много, которые решили развернуть несколько лет назад борьбу с так называемой германизацией, которой здесь никогда не было.

Какие-то вопросы и опасения название Кенигсберг или старые названия других городов вызывают только у определенных людей, чья задача, по всей видимости, именно настроить всех остальных против этих названий.

Как я понимаю, речь сейчас идет и о немецких и польских инвестициях в регион, и о том, чтобы создать максимально дружественную атмосферу для тех, кто приезжает, возможно, и для потомков тех, кто когда-то, до 1945 года, там жил. И действительно, вот сегодня защитники университета вспомнили, что всё-таки четыре года Иммануил Кант был подданным Елизаветы Петровны.

В принципе, есть такие усилия на уровне власти всё-таки вестернизировать город, сделать его, отреставрировать? Потому что многие ведь замки, многие памятники, особенно в маленьких городах, находятся в ужасающем состоянии. Хотя бы вспомните дачу Канта, или как она там называется, домик Канта, который находится в тридцати или сорока километрах.

Нет, на самом деле каких-то задач именно у власти вестернизировать город сейчас нет. Более того, курс взят в прямо противоположную сторону. Если, допустим, раньше, при предыдущем губернаторе, предыдущей администрации области был проект «Сердце города», задачей которого была во многом именно работа с руинами королевского замка или восстановление каких-то исторических довоенных памятников, в данном случае нынешний губернатор больший интерес проявляет уже к Дому советов и именно к советскому прошлому. Поэтому с памятниками, естественно, работают, их как-то капитально ремонтируют, но это совсем другой вопрос.