Прямой эфир

Спор о границе с Чечней: Ингушетия ждет решения КС и требует референдум

Здесь и сейчас
2 237
21:50, 27.11.2018

27 ноября Конституционный суд России рассматривал правомерность договора о границах между Чечней и Ингушетией, который уже не раз ссорил братские народы и стал причиной нескольких митингов и полицейских акций на границе. Евкурова представляет адвокат Александр Орлов, который заявил, что подписание договора не предусматривает учета мнений местного населения. Адвокат Рамиль Ахметгалиев, представлявший интересы Конгресса ингушского народа, рассказал, что перед началом слушаний получал угрозы от неизвестных. Рассмотрев доводы сторон, суд удалился для принятия решения, а в Ингушетии вновь собрался митинг недовольных территориальным размежеванием. Изабелла Евлоева, журналист, рассказала подробности.

Спор о границе с Чечней: Ингушетия ждет решения КС и требует референдум

Изабелла, здравствуйте! Сколько народа сегодня было на митинге? А ведь суд еще не вынес решение. Что, уже знают, каким оно будет?

Конечно, неизвестно, каким оно будет. Есть предположения по тем косвенным признакам и событиям, которые сегодня происходили в суде, а именно то, что наших активистов, несмотря на то, что они были зарегистрированы, не пускали в зал суда, пикетчики из Санкт-Петербурга, которые устраивали пикет, были жестко задержаны правоохранительными органами. Делегацию Кадырова и Евкурова провели в зал суда, они составляют большинство находящихся в зале.

Что касается митинга, то там было около… Мне трудно судить, я не разбираюсь вот в этих цифрах, но я думаю, что около пяти тысяч человек. Это больше 10% населения Ингушетии.

Правильно ли я понимаю, что требования митингующих не поддерживает президент, глава республики Евкуров, который считает, что договор заключен справедливо, что обмен землями был справедливым и интересы ингушского народа не пострадали? Тем более что мы понимаем, что тех, кто против, иногда вызывают на ковер из соседней республики. В этой ситуации кто вышел на митинг? Это люди, земли которых действительно перешли в Чеченскую республику?

Это люди, земли которых перешли в Чеченскую республику, а большинство ― это неравнодушные жители Ингушетии. То есть, чтобы вы понимали, на тех землях сейчас никто не проживает. Приграничные территории вот с теми землями, да, в последние годы население оттуда так или иначе вытеснялось. То есть там проводились какие-то спецоперации, военные обстреливали эти села, в частности, Даттых, и люди оттуда были выселены. То есть условий для проживания там не было, дорог не было, школ не было, ничего не было.

И поэтому те люди, которые сегодня вышли, ― это люди, это просто неравнодушные жители Ингушетии, патриоты, которым дорога их земля, и часть людей, чьи земли исторически находились на этой территории, чьи башни находятся на этой территории, скажем так.

Изабелла, если Конституционный суд признает, что Конституционный суд Ингушетии был неправ и что договор действительно правомочен и вступает в силу незамедлительно, закончится ли митинговая активность? Потому что выше некуда, потому что Конституционный суд России вправе урегулировать разнообразные споры между территориями.

Дело в том, что Конституционный суд России не является высшей инстанцией Конституционному суду Ингушетии. Это как бы параллельная организация. И поэтому, как говорят эксперты, в частности, и Лукьянова об этом говорила, что Конституционный суд России вообще не должен был принимать запрос Евкурова. Но тем не менее запрос принят.

Какое бы решение Конституционный суд ни принял, это не значит, что митингующие будут останавливаться. Мы будем пытаться дальше решить свой вопрос. В частности, инициативная группа несколько дней назад подала заявление о том, чтобы провести референдум жителей этих и приграничных территорий.

Общереспубликанский референдум? Потому что как будут отбирать этих людей? Я читал формулировку заявки, мне стало непонятно, кто всё-таки правомочен на этом референдуме голосовать: все жители Ингушетии, у кого есть так называемая прописка в Ингушетии, в том числе и живущие в Москве, в других городах, в других странах? Как вообще организуется этот референдум? Потому что, как я понимаю, Центризбирком или избирком Ингушетии, куда вы это подали, будет с очень большим вниманием изучать эту заявку.

Все жители Ингушетии будут принимать участие в этом референдуме, потому что это территория Ингушетии.

Есть ли какие-нибудь сведения о том, зарегистрирована ли эта заявка, рассматривается ли она?

Она зарегистрирована, насколько я знаю, ЦИК она зарегистрирована. И вот ждем решения по этой заявке.

Многие говорят о том, что нелегитимен референдум, потому что в 1992 году, когда границы делились, никакого референдума не было, и значит, соответственно, руководство республик может заключать договоры, не учитывая мнение проживающих там людей, о чем сегодня сообщил адвокат Орлов, представляющий интересы Юнус-Бека Евкурова.

Если референдум не обязателен для того, чтобы изменять границы, в таком случае мы вправе требовать возвращения Пригородного района, потому что до сих пор этот вопрос не рассматривался, потому что говорили, что должен быть проведен референдум. В частности, этот закон о реабилитации репрессированных народов до сих пор пылился на полке. В таком случае это прецедент, мы будем требовать реализации этого закона.

Фото: Елена Афонина/ТАСС