Конфликт России и Украины в Керченском проливе по-прежнему остается самой горячей темой — после того, как пограничный корабль ФСБ протаранил украинский буксир, прошло более суток. Буксир и два артиллерийских катера, посланные на выручку, отбуксированы ФСБ в порт Керчи. Совет национальной безопасности и обороны Украины потребовал у Рады ввести военное положение на 60 дней. Дождь собрал последние новости о том, что сейчас происходит с задержанными кораблями и как развивается сюжет этого конфликта.
Воскресенье, 7 утра. Два бронекатера «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» пытаются пересечь Керченский пролив. По пути из Одессы в Мариуполь они зашли в территориальные воды Крыма. Российские пограничники требуют застопорить ход и сдаться, угрожая в противном случае открыть огонь на поражение. Но украинские моряки сообщение игнорируют. После мы слышим уже украинскую сторону, которая просит о помощи. Как потом станет известно, украинские корабли все же попали под огонь. Дальше российское погран-судно идет на таран.
После инцидента Россия усиливает пограничный патруль. В воздух взлетают военные самолеты, Керченский пролив перекрывает сухогруз. Украинский экипаж, предположительно, из 20-ти человек, захвачен сотрудниками ФСБ. Трое ранены. В течение воскресения новостей о моряках мы не получаем, а уже вечером президент Украины Петр Порошенко собирает Совет безопасности, на котором предлагает ввести в стране военное положение: «Я хотел бы обратиться к народным депутатам завтра прибыть в Киев на внеочередное заседание Верховной Рады для того, чтобы мы провели в закрытом режиме обсуждения проекта решения и ответственного принятия необходимого решения для обеспечения обороны государства».
Вечером следующего дня Порошенко подпишет приказ о введении режима военного положения. Но кажется, решение президента — это обычная формальность. Ведь еще ночью в Киеве у российского посольства собрались люди. Они бросали дымовые шашки и складывали резиновые покрышки. В порту Одессы тревога — в море выходит весь военный флот. Украина просит об экстренном заседании Совбеза ООН и ОБСЕ. Россия также обращается в ООН. В экстренных выпусках новостей федеральных каналов говорят о провокации.
Официальные лица России появляются на следующий день. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков фактически от комментариев отказался. Но повторил риторику федеральных каналов. Позже во время деловой встречи в Доминикане ответил глава МИД Сергей Лавров. Действия Украины, по его мнению, увеличат напряжение в регионе и создадут предлог для ужесточения антироссийских санкций. Но даже без них и международного разбирательства российская валюта за понедельник 26 ноября просела на рубль.
Ближе к вечеру ФСБ показала захваченные украинские корабли, а Агентство федеральных новостей опубликовало имена раненых моряков. По непроверенной информации, это три молодых человека — старшему 24 года, младшему 19 лет. Действительно ли они были на этом корабле — достоверно неизвестно. Но Украина требует вернуть ей и моряков, и корабли.
Согласно договору 2003 года Киев и Москва могут совместно использовать Керченский пролив и Азовское море. Наверное, поэтому действия России осудили в Евросоюзе. Там потребовали открыть проход судам.
Для Украины военное положение — это не только повышенная противовоздушная оборона и усиление охраны на границе. В это время на Украине нельзя проводить любые массовые мероприятия, в том числе и митинги. Более того, из-за военного положения президентские выборы будут перенесены почти на месяц. Это решение уже принял парламентский комитет по безопасности — дело за Верховной Радой.
Если западный мир признает вину за Россией, то, скорее всего, можно ожидать новых санкций, которые неизбежно ударят по экономике страны.
Надо сказать, что Петр Порошенко издал вторую редакцию Указа о введении военного положения, в которой пошел на некоторые уступки. Например, оно будет введено не на два месяца, а на месяц, если Верховная Рада его утвердит. Кроме того, не фиксируется дата президентских выборов на 31 марта 2019 года, а будет отдельно назначена в декабре. Но все пункты, касающиеся ограничения конституционных свобод, того, что власти могут воспользоваться любым автомобилем, любой квартирой любого гражданина Украины, если это будет необходимо, все эти пункты остаются. Сейчас дело за Верховной Радой.
Что все это значит? Сдержанным и в целом лояльным российским властям мнением с нами поделился Олег Игнатов, политолог, заместитель директора Центра политической конъюнктуры.
Игнатов: Нужно разобраться сначала. Должно быть какое-то проведено расследование, по всей видимости. Потому что та информация, которая есть: они запросили проход, якобы они предупредили российскую сторону, потом произошел этот инцидент. Если это действительно так было, то это, вероятно, какой-то дефект исполнителей, что называется, «на земле», то есть людей, которые принимают непосредственное решение, находясь в этой ситуации. Возможно, они допустили ошибку. А возможно, есть какая-то другая информация, которую мы пока не знаем, и мы должны подождать, что будет известно впоследствии.
Я там понял, что официальных каких-то ответов нет, то есть, есть ответы с российской стороны, они довольно скупые, с украинской они все носят такой обвинительный тон. Посмотрим, был ли действительно запрос, например, получили ли его российские пограничники. Большинство договоров, которые сейчас существуют, формально еще действуют между двумя странами, они фактически не работают, из-за крымской ситуации, из-за ситуации в Донбассе, поэтому Россия и Украина находятся в состоянии конфликта, и множество договоров, которые были заключены в двухтысячные годы, или в девяностые, они сейчас фактически не работают.
В любом случае, мы видим, что эта ситуация, естественно, во многом является результатом того, что Украина не признает суверенитет России над Крымом, а Россия считает Крым своей территорией. И в силу географического положения Азовского моря, в силу того, что фактически есть единственный проход, который перекрыт, через Крым и российскую территорию, естественно, такие ситуации, возможно, будут повторяться, если, конечно, стороны не придут к какому-то соглашению.
Я не думаю, что данный инцидент заслуживает того, чтобы ради него было введено чрезвычайное положение, но это, конечно, личное дело Украины, суверенное дело Украины, на совести украинского президента. Я не вижу, каким образом введение чрезвычайного положения может помочь урегулированию ситуации с Азовским морем. Очевидно, что никак. Но с другой стороны, естественно, эта ситуация может повлиять на ход избирательной кампании на Украине, потому что в соответствии с украинским законодательством, проведение выборов невозможно в период, во время действия чрезвычайного положения. Как все это будет работать, непонятно, потому что на Украине не было прецедента введения чрезвычайного положения, но то, что эта ситуация уже влияет на избирательную кампанию, это факт.
Избирательная кампания уже стартует 31 декабря, с этой даты кандидаты могут заявляться на участие в президентских выборах, и естественно, это уже трудно будет совместить. С другой стороны, насколько я понимаю, в законе тоже не прописано, там сказано о выборах, но не сказано о том, может ли чрезвычайное положение влиять на подготовку к выборам и на процедуры, которые с этим связаны, юридические и технические процедуры. Это тоже вопрос. Поскольку прецедента не было, мы посмотрим, как это будет работать на практике.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что будет не скучно наблюдать за тем, как киевские власти будут выруливать из ситуации и обвинил в инциденте Киев. По его словам, заход судна в Керченский пролив был провокацией. Украина, по словам Лаврова, нарушила ключевые положения международного права, включая Устав ООН, Конвенцию по морскому праву 1982 года и другие документы, требующие от всех государств уважать суверенитет другого государства.
Мнение официальных властей Украины до нас донес Антон Геращенко, депутат Верховной Рады от фракции «Народный фронт».
Геращенко: Азовское море является морем, которым имеют право проходить все корабли, которые хотят зайти с мирными целями и плавать по Азовскому морю. Есть международные договоры, которые разрешают это делать любым кораблям. Вчера группа украинских военных кораблей заходила в Азовское море для того, чтобы проследовать в украинские порты Мариуполь и Бердянск. Российские пограничники и военные совершили акт международного государственного терроризма, они совершили нападение на украинских военных, захватили наши корабли. Это акт международного терроризма, пиратства. В очередной раз Россия показала, что под руководством Путина Россия — это государство-террорист.
Украина обратилась в Совет безопасности ООН, мы требуем проведения его заседания. Мы требуем возвратить всех наших моряков и наши корабли Украине, а также не нарушать международное морское право. Я думаю, что наши дипломаты уже подали все необходимые ноты протеста в Россию с требованием выдать, вернуть в Украину наших военных моряков и вернуть наше имущество. Право издавать указ о военном положении есть только у президента Украины. Если бы президент предложил его ввести в 2014 году, я уверен, что Верховная Рада поддержала бы его тогда.
Обсудим тему со специалистом по морскому праву. С нами на связи Борис Абрамович Кузнецов. Борис, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, вот по вашему мнению, действительно ли Украина настолько нарушила эти конвенции, что необходимо было преследовать корабль со стрельбой, таранить его и арестовывать затем?
Кузнецов: Доброго здоровья всем. Вы знаете, действует в настоящее время три международных соглашения по Азовскому морю, по Керченскому проливу. Это, во-первых, договор между Российской Федерацией и Украиной, который вступил в силу 23 апреля 2004 года, и до сих пор он ни одной из сторон не денонсирован. И согласно статьи второй этого договора, что торговые и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Это первый договор. Я еще раз говорю, что он действует.
12 июля 2012 года президенты России и Украины, Путин и Янукович, подписали совместное заявление о делимитации границы. Делимитация границы, в данном случае речь идет о нанесении на карте государственной границы, в данном случае, по Керченскому проливу. И по нему проложены две трассы прохода судов, это по принадлежащему Украине глубоководному Керчь-Еникальскому каналу, а по российской стороне это фарватеры №50 и №52, это для судов с небольшой осадкой. Это для судов, которые следуют в российские порты Азов, Ростов, Темрюк и соответствующие порты на территории Украины, это Мариуполь, в первую очередь.
Так вот дальше должна была следующая стадия наступить, это демаркация границы, это в натуре должны быть обозначены пограничными знаками, специальным обозначениями. Эта стадия не проводилась в связи с изменением ситуации в России и в Украине, в связи с захватом Крыма.
То есть однозначно сказать, что было нарушение, невозможно? Правильно ли я понимаю?
Кузнецов: Нет, там никакого нарушения нет со стороны Украины. Они в любом случае, есть еще Конвенция ООН по морскому праву, эта Конвенция подписана была в Монтего-Бэй в декабре 1982 года. Россия ратифицировала эту Конвенцию 12 марта 1997 года. В ней прямо указано, что на проливы, соединяющие части открытого моря, за исключением экономической зоны или исключительной экономической зоны, частично или полностью перекрываемой территориальным морем прибрежных государств, распространяется право транзитного прохода, которым пользуются все суда, включая военные корабли.
Борис Абрамович, скажите, пожалуйста, а вот ФСБ ссылается на то, что первый факт нарушения был заход украинского корабля в так называемое «территориальное» море близ Коктебеля, и что там впервые корабли ФСБ дали понять, что они преследуют украинский корабль, те никак не ответили, после чего уже возникла такая ситуация, что украинцы как будто бы спровоцировали корабли ФСБ на задержание. Что такое «территориальное море»? Насколько оно священно и неприкосновенно?
Кузнецов: Речь идет о проливах. В отношении Коктебеля я слышу впервые, поэтому здесь ничего не могу прокомментировать. Надо просто по карте посмотреть, по морскому атласу, посмотреть, где этот Коктебель, и как далеко он расположен, и надо ли проходить мимо Коктебеля для того, чтобы войти в Керченский пролив. Но речь идет о ситуации, сложившейся именно в Керченском проливе, и стрельба была в Керченском проливе, на подходах к нему, и таран был в Керченском проливе. Поэтому, с моей точки зрения, Российская Федерация нарушает эту Конвенцию ООН по морскому праву, собственный договор с Украиной и заявление, которое было сделано по делимитации границы между Россией и Украиной в Керченском проливе.
Да, спасибо большое. А в Петербурге сегодня был намечен народных сход против агрессии и войны с Украиной под лозунгами «Мы за мирное решение международных конфликтов» и «За дружбу между братскими народами», обычные граждане не должны страдать из-за разногласий политиков. Из Петербурга наш коллега Никита Адищев.
— Последний конфликт очень задел нас. Я думаю, он небезраличен вообще для всех людей, которые хоть как-то это наблюдают со стороны в своем государстве. Мы пришли, чтобы возложить цветы к Генеральному консульству Украины, и тем самым выразить свои мирные отношения.
— Мы сегодня собрались для того, чтобы, скажем так, представить обществу значимость тех событий, которые сегодня происходят на международной политической арене, которые связаны с Украиной в том числе как бы. Мы представители, сторонники «Бессрочного протеста». «Бессрочный протест» — это протест, который был организован еще в сентябре, если я не ошибаюсь, мы же с сентября начали, нам уже порядка трех месяцев, мы выходим на улицы нашего города прекрасного, Санкт-Петербурга.
— В понедельник они до пяти работают. К сожалению, на 15 минут мы опоздали сегодня. Как вариант, позвонить в дверь, может быть, хоть кто-нибудь выйдет?
А куда вы звонили?
— В Консульство Украины сейчас звонили, но они, оказывается, работают до пяти часов, до 17.00, и мы опоздали на 15 минут, к сожалению.
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС