Прямой эфир

«Надеюсь, первым в Гааге назовут Пригожина»: бойцы ЧВК взбунтовались против работодателей

Здесь и сейчас
73 192
22:00, 19.11.2018

Бойцы частных военных компаний задумались о своих правах. На этих выходных вместо привычных боевых действий на территории иностранных государств они организовали собрание. На встречу с ветеранами ЧВК неожиданно пришел бизнес-коуч Дмитрий Потапенко. В итоге собравшиеся решили подать иск против руководителей военных организаций — они говорят, что воюют за рубежом как добровольцы, а значит, лишены социальной поддержки. Лилия Яппарова разбиралась, развернут ли ветераны штыки против своих же командиров.

«Надеюсь, первым в Гааге назовут Пригожина»: бойцы ЧВК взбунтовались против работодателей

Россия, кажется, уже нашла себе новую войну — в Ливии. На этот негласный фронт, как пишут британская и российская пресса, направлены спецназ и контрактники — при этом многие ветераны сирийской кампании еще не получили ни признания, ни пенсий.

В Сирии воевали ЧВК — эти фирмы, зарабатывающие на войне, обычно остаются в глубокой офшорной тени, только гробы неизменно возвращаются в Россию. Но в «несуществующие» структуры идет набор, едут люди — ветераны всех последних кампаний и практически всех силовых ведомств.

18 ноября они впервые собрались, чтобы обсудить своих работодателей — бывших, нынешних и потенциальных — российские ЧВК. Офицеры армии и спецслужб — вполне легальное ветеранское братство — сидели в зале вперемежку с наемниками и казаками.

Бывший депутат Госдумы, полковник Виктор Алкснис: Как раз те самые «преступники», «наемники», которые, с точки зрения нынешнего законодательства, должны сидеть в тюрьме. 

Погибли уже сотни, говорил с трибуны форума отставной полковник Виктор Алкснис. Оставшиеся вместо реабилитации и пенсий получают угрозы.

Бывший депутат Госдумы, полковник Виктор Алкснис: Когда говорят: «а мы вас туда не посылали, это ваша вообще инициатива, вы наемники, мы вас вообще можем привлечь к суду за вашу деятельность».

При этом деньги у ЧВК есть.

Экономист Дмитрий Потапенко: Война – это абсолютно экономическое событие. Ни одна война не ведется для того, чтобы воевать. Печально, конечно, что на ней зарабатывают далеко не гениальные генералы, а зарабатывают лица, которые сидят в других ведомствах. И там достаточно простая бухгалтерия: выстрел — доллар, погибший солдат — три.

По данным экономиста Дмитрия Потапенко, «ЧВК расползаются» — сейчас их уже не одна ЧВК «Вагнера», а 12-13 фирм. Но отчета ветераны требуют впервые — и у владельцев, и государства. Если стране действительно нужны аккуратные неофициальные действия за рубежом, то ЧВК пора легализовать.

Экономист Дмитрий Потапенко: А когда это происходит в рамках «добровольчества», так называемого добровольчества не существует: существуют гражданин и военнослужащий, всего два статуса, третьего нам не дано, и никаких добровольцев не может существовать. Так что либо крестик снимите, либо труселя наденьте.

В марте в правительстве назвали законопроект о ЧВК антиконституционным. И те, кто сейчас стреляет в Сирии, Ливии или Африке, почему-то все еще остаются просто гражданскими.

Экономист Дмитрий ПотапенкоЗащищать свои права или быть пушечным мясом — это твой выбор.

Выступить дали и дряхлеющему стороннику «Единой России», и провокатору из движения SERB, и боевому товарищу Игоря Стрелкова. Китчевый пленум на форуме низов — выступали те, кто просто решился на эту тему заговорить.

«Общероссийское офицерское собрание, генерал-полковник Леонид Ивашов: Идет самоуничтожение нации. То, что случилось с Вагнером в Сирии, — это характерный пример. 

Отставной генерал-полковник Леонид Ивашов предложил заполненному ветеранами залу «выявить противника». Одни сказали, что наемники оказались в Сирии с ведома ГРУ — другие сослались на злую и независимую волю «русских олигархов».

Полковник и бывший депутат Госдумы Виктор Алкснис считает, что государству уже давно пора перестать прикрываться олигархами.

Бывший депутат Госдумы, полковник Виктор Алкснис: Или государство принимает решение о том, что эти люди выполняют свой долг, не просто выполняя заказ олигархов или кого-то еще, — они выполняют приказ Родины, приказ своего государства. И если это так, то государство обязано обеспечить им все юридические, социальные гарантии, позаботиться об их семьях.

И если в Сирии все еще происходило сравнительно «цивилизованно», считает Алкснис, то в Африке бизнес на ЧВК стал еще более грязным.

Бывший депутат Госдумы, полковник Виктор Алкснис: Если ЧВК «Вагнера» действительно была под жестким контролем ГРУ и Минобороны, то сейчас, я думаю, уже появились и ЧВК, которые получают какую-то материально-техническую поддержку со стороны Минобороны, но во многом становятся автономными структурами и превращаются в какие-то вооруженные формирования. 

В ноябре министр обороны Сергей Шойгу встречался с ливийским маршалом Халифой Хафтаром — в последнее время его отношения с Москвой выглядят настолько тесными, что на Западе опасаются российского усиления в Ливии.

Бывший депутат Госдумы, полковник Виктор Алкснис: Когда я вижу телевизионный репортаж, что на переговорах с ливийскими военными рядом с ними наряду с Шойгу и начальником Генштаба сидит Пригожин — и якобы он просто присутствует здесь как повар, который будет обеспечивать банкет — ну, мне остается только развести руками.

Следующим фронтом для ЧВК «Вагнера» станет Ливия, считает Алкснис. Но ветераны уже подстраховались: 18 ноября на форуме согласовали текст обращения к Международному суду в Гааге с просьбой возбудить расследование против владельцев ЧВК с участием российских граждан.

Иску придется трудно хотя бы потому, что Россия вышла из-под юрисдикции Международного уголовного суда еще два года назад.

Бывший депутат Госдумы, полковник Виктор Алкснис: Надеюсь, что хотя бы некоторые фамилии назовут. 

— Какие фамилии назовут, как вы рассчитываете?

 — Я думаю, что первым будет Пригожин. Первым.

Дмитрий Потапенко считает, что Гаага в этом процессе не выбьет для российских наемников ни нового статуса, ни компенсаций. Потому что само существование этих людей сначала придется доказать. 

Экономист Дмитрий Потапенко: Более того, я не исключаю, что эти люди будут внезапно исчезать при возвращении на территорию РФ. То, что мы ошибочно называем «государством», осознанно использует наших людей в качестве пушечного мяса на исполнении того, что должны исполнять военнослужащие.

Фото: Михаил Метцель/ТАСС