Прямой эфир

Дворцовые оргии и женские интриги, любовь и страсть сквозь Железный занавес, и кошмар глазами Брейвика

Что смотреть в кино на выходных
Искусственный отбор
94 444
17:47, 15.11.2018

Традиционно, к концу недели Денис Катаев советует лучшее из культурной жизни страны и мира. Стало заметно холоднее, потому выпуск практически полностью посвящен кино. 

Дворцовые оргии и женские интриги, любовь и страсть сквозь Железный занавес, и кошмар глазами Брейвика

«Холодная война»

Главная премьера недели — это «Холодная война» Павла Павликовского, режиссерский приз Каннского кинофестиваля, достойное продолжение его же оскароносной «Иды». Здесь снова черно-белая драма, и действие опять после Второй мировой. Но в данном случае главных героев два — провинциальная певичка Зула и дирижер Виктор, который набирает из местных самородков фольклорный ансамбль песни и пляски «Мазурка», чтобы показывать социалистическую Польшу всему миру, в том числе западному, с парадной стороны. На кастинге они и познакомятся на свою беду, так и случается их польский «Ла-Ла-Ленд», сердце уже не сможет успокоится никак.

Страсть и любовь длиной в десятилетия через «железный занавес», политические преграды, цензуру, предательства и ложь — эту чувственную одиссею зрителям и предстоит пережить. Она — дикая и своенравная провинциалка, про которую говорят, что «замочила» отца, но при этом она талантливая и дико харизматичная. Он — интеллигентный, лощеный и статный мужчина, но при этом слабохарактерный, молчаливый и какой-то податливый. Их тянет друг к другу, но что-то постоянно мешает быть вместе. Созависимость оборачивается взаимным отрицанием и раздражением, но никуда не уходит.

Холодная война здесь понимается в разных смыслах. Это и противостояние двух лагерей после войны — западного и восточного. Но политический конфликт здесь на втором плане, это не фильм «Восток-Запад», скорее фон для другой войны, еще более напряженной и беспощадной. Это их война друг с другом — мало того, они воюют сами с собой и своей привязанностью друг другу. Потому все остальные ограничения — пустяк и как будто что-то неважное.

Павликовский играюче обходит тему ГУЛАГа, репрессиий и преследования КГБшников. Он перескакивает с главу на главу. Ведь куда важнее — что происходит с героями внутри, их страсть, эмоции наружу. Вот он — настоящий театр боевых действий, которую можно составлять вплоть до 60-х. Получается путешествие вокруг света за 88 минут — Польша, Югославия, Италия, Франция и снова Польша. И только борьба за свободу и чувства, что часто противоречат друг другу. Очень чувственное кино с великолепной музыкальной подборкой. Это надгосударственное образование, это холодная война про людей, которым суждено быть вместе, но они отчаянно не способны на это, про эту смертельную и великолепную безысходность — этот тихий шедевр.

«Вдовы» 

Далее возвращаемся к фестивалю нового британского кино — «Бритфест», который в эти дни проходит в Москве. На этот раз не упустите возможность застать последние фильмы важных режиссеров. Например, «Вдовы» — кинороман от автора «Стыда» и «12 лет рабства» Стива Маккуина. На этот раз он снял свою «Ярмарку тщеславия», которую показывали на фестивале в Торонто.

С первого взгляда Маккуин снял обычный гангста-триллер, экшн про отчаянных домохозяек, которые вынуждены вместо мужей сражаться за свое будущее. Муж главной героини, вор в законе, погибает и оставляет ее и подруг наедине с врагами — то есть феминистская повестка здесь на лицо. Именно женщинам угрожают чикагские политики и требуют от них выкуп, а они не сдаются и берут в руки оружие.

Но на самом деле, как всегда, у Маккуина получилось неоднозначное, многослойное повествование, которое ставит много вопросов и заводит зрителя в тупик. Это больше психологическое эссе, эмоциональная встряска, нежели просто жанровое кино. Солируют здесь женщины, а у них на подпевках Колин Фаррелл и Роберт Дюваль, в ролях отца и сына, представляющих исконно коррумпированный политический клан. В общем, мощная штука, такая суггестивная смесь «Подпольной империи» и «Карточного домика» — не одна Клэр берет власть в свои руки.

«Фаворитка» 

Главный фильм всего Бритфеста — «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. Автор холодных и леденящих душу абсурдистских драм про человеческие пороки снял свое третье англоязычное кино после «Лобстера» и «Убийства священного оленя». На этот раз в виде костюмированной исторической драмы — но скучно точно не будет, яда и провокаций стало, наоборот, еще больше. Здесь снова без женщин, которые сверху, не обошлось.

Итак, Англия, двор королевы Анны. XVIII век. В духе времени автор «Лобстера» показывает расчетливых женщин которые страстно сражаются за власть. Интриги, склоки и подставы в исполнении трех грандиозных актрис — Рэйчел Вайс, Эммы Стоун и Оливии Колман — заставят вас под другим углом взглянуть на гендерные проблемы. Вот это и есть настоящая ожесточенная битва, а не холодная война с перерывами. Самая зрительская картина. Вспомним знаменитую пьесу «Стакан воды» Скриба — там примерно про то же, но с фирменным злорадством режиссера.

Дворцовые тайны, водевиль, жесть, оргия — все про отсутствие границ в алчности, в желании манипулировать людьми и повелевать судьбами. Такая эта опасная «Фаворитка». Лантимос может получить за нее Оскара как режиссер. «Фаворитка» получила «Гран-при» на фестивале в Венеции.

«22 июля»

Там же в конкурсе Мостры показывали новый фильм британского режиссера Пола Гринграсса, страшную экранизацию теракта Андреса Брейвика. Фильм так и называется — «22 июля». И выложен теперь на Netflix, который его и выпускал. Смотреть всем. История Брейвика так и просится на экране. В этом году вышло два фильма про главный норвежский теракт в истории, который совершил Андрес Брейвик, устроивший кровавую бойню в молодежном лагере на остров Утойя белиз Осло — тогда погибли 69 человек.

Сначала в Берлине показали «Утойя 22 июля». В этом фильме за кошмаром мы наблюдаем не со стороны Брейвика, что важно (он даже ни разу не появится в кадре), а глазами девочки Кайи — вместе с ней мы проживаем эти страшные 72 минуты, которые в одночасье поменяли все в ее жизни. В фильме — дословная реконструкция событий, он длится ровно столько, сколько велась стрельба. Здесь все то же самое, но с другой стороны, потому смотреть оба фильма надо бы в связке.

В фильме «22 июля» зрители смотрят на кошмар глазами террориста, от начала до конца: от загрузки бомб и оружия до тюрьмы и приговора. Все снято с документальной точностью — от того еще страшнее становится. Сам режиссер признал, что он подходил к этой работе с точки зрения реализма: «Иногда кино должно мужественно и решительно изображать мир таким, какой он есть».

Из фильма мы понимаем, как родились все его навязчивые националистические идеи, что его связывает с мамой, и почему никто из его единомышленноков не стал его защищать. Это кино про одиночество, которое опасно. А еще про Европу будущего, у которой все-таки есть надежда. Другие герои — те самые дети, из лагеря, которых он расстреливал, дети политиков, которые оппонируют Брейвику прямо на суде, у которых другие, гуманистические идеалы, которые способны тронуть даже такое чудовище, как Брейвик.